Криптомиллиардер запускает первую в мире частную космическую станцию

161

Запуск космостанции Haven-1 запланирован на май 2026 года.

Криптомиллиардер запускает первую в мире частную космическую станцию Фото: Vast

Международная космическая станция (МКС) непрерывно используется уже почти 25 лет. НАСА планирует вывести ее ​​с орбиты примерно к 2030 году и работает с частными компаниями над переходом к коммерческой космической станции, передает inbusiness.kz со ссылкой на CNN.

На конкурсе будут отобраны лучшие проекты и один или несколько партнёров для первоначальной демонстрации, которая будет включать 30-дневную пилотируемую миссию в космосе. В дальнейшем НАСА, по сути, будет закупать "услуги станции" у частного подрядчика, которому поручен запуск современного преемника МКС.

Заявки на участие в конкурсе должны быть поданы в следующем году, но НАСА уже сотрудничает с несколькими компаниями, разрабатывающими проекты коммерческих станций, ещё до начала работ по замене МКС.

Среди этих компаний — калифорнийская Vast Space, которая подписала соглашение со SpaceX о запуске первой в мире коммерческой космической станции Haven-1, запуск которой запланирован на май 2026 года.

Одномодульная конструкция представляет собой простую экспериментальную версию концепции, рассчитанную на трёхлетний период нахождения на орбите и обеспечивающей четыре двухнедельные миссии, каждая из которых будет выполняться экипажем из четырёх астронавтов.

Haven-1, обладающий "человекоориентированной" конструкцией и научной лабораторией, способной поддерживать исследования в условиях микрогравитации и производственные возможности для технологий, включая полупроводники, будет доступен как для частных, так и для государственных миссий. Это позволит Vast Space накопить опыт для гораздо более сложной задачи — создания преемника МКС, если компания выиграет конкурс NASA.

"Наш главный приоритет — стать компанией, которая занимается разработкой настоящей космической станции — такой, которая имеет станцию ​​на орбите, отправляет туда людей на определённое время и благополучно возвращает их на Землю, — заявил генеральный директор Vast Space Макс Хаот. — Именно в этом и заключается наша гонка".

"Haven-1" будет иметь диаметр 4,4 метра и жилой объём 45 кубических метров, что примерно соответствует объёму одноэтажного автобуса — примерно 1/8 от МКС, жилой объём которой составляет 388 кубических метров. Корабль будет запущен на орбиту с помощью ракеты SpaceX Falcon 9, а первый экипаж последует за ним через пару месяцев после выхода станции на орбиту на космическом корабле SpaceX Crew Dragon.

Внутренняя конструкция включает в себя купольный иллюминатор диаметром 1,2 метра (4 фута), раскладной общий стол, отдельное спальное место для каждого члена экипажа и высокоскоростной Интернет, предоставляемый Starlink.

"Он не предназначен для использования в качестве отеля класса люкс, — сказал Хаот, — но мы верим, что в любой ситуации, если вы чувствуете себя лучше, если вы можете лучше отдыхать и лучше общаться, вы можете и работать лучше".

По словам Хаота, с момента объявления проекта в середине 2023 года штат Vast Space вырос с примерно 200 до нынешних 950 сотрудников и инвестировал в собственные производственные мощности, способные производить не только модуль Haven-1, но и два модуля в год для гораздо более крупного Haven-2 — потенциального преемника МКС, разработку которого Vast Space проводит на самых ранних стадиях.

Ранее в этом году компания завершила строительство "квалификационной" версии Haven-1, которая не предназначена для полётов и используется только для наземных испытаний, и, помимо прочего, испытала конструкцию на воздействие избыточного давления и сил запуска. Недавно компания также провела испытания совместно с NASA в Центре космических полётов имени Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама.

В то же время Vast начала строительство самого модуля, предназначенного для вывода на орбиту. По словам Хаота, сварка находится на завершающей стадии. За этим последует процесс, называемый интеграцией аппарата, в ходе которого все системы собираются воедино.

Проведены испытания и предварительные предпусковые работы, которые начнутся в апреле 2026 года перед запланированным на май стартом.

"Нашим следующим важным этапом станет объявление состава экипажа Haven-1 и конкретных задач миссии", — сказал Хаот, добавив, что целевыми клиентами компании будут космические агентства, с особым акцентом на развивающиеся страны, которые хотят впервые отправить астронавтов на орбиту.

Компания также ищет частных лиц, самостоятельно финансирующих свою деятельность, сообщил Хаот, добавив, что место на борту будет предоставлено за неназванную, но внушительную сумму тем, кто будет "очень серьёзно" готовиться к своей роли и участвовать в "важной работе" в космосе.

Часть этой работы, вероятно, будет проводиться в научной лаборатории станции, которую Vast создала с учётом коммерческих партнёров. Среди них — флоридская компания Redwire Space, занимающаяся космической инфраструктурой, которая уже проводила на МКС исследования, связанные со стволовыми клетками и диагностикой рака, среди прочего.

"Ожидается, что большая часть нашей первоначальной деятельности на борту Haven-1 будет продолжением фармацевтических исследований и производства, которые мы вели на борту МКС", — заявил Рич Болинг, вице-президент по корпоративному развитию Redwire. "Мы рады быть частью такого исторического проекта, который может развиваться со скоростью бизнеса. Мы ожидаем, что Haven-1 станет эффективной платформой для исследований и производства, хотя изначально она будет более ограничена, чем МКС, с точки зрения пространства для размещения нашей полезной нагрузки".

Vast — не единственная частная компания, с которой НАСА сотрудничает над началом разработки частных космических станций: есть еще Starlab — совместное предприятие, включающее авиационный гигант Airbus и оборонного подрядчика Northrop Grumman, а также Blue Origin Джеффа Безоса и техасская компания Axiom Space, которая в 2022 году осуществила первый полностью частный пилотируемый полёт на МКС.

"Приятно видеть появление множества различных станций, — сказала Сандра Хойплик-Мойсбургер, архитектор и исследователь космоса из Венского технического университета в Австрии. — С точки зрения проектирования, начать с малого, с одномодульной станции, — это осуществимый подход, поскольку позволяет испытывать критически важные системы, упрощается проект и экономически выгодно. Но более масштабное видение должно быть заложено в концепцию с самого начала — запуск космической станции подобен основанию деревни: выбор отправной точки определяет путь в будущее".

Однако, по словам Оливье де Века из Массачусетского технологического института, эксплуатация космических станций — дело дорогостоящее.

"Мы провели ряд исследований коммерческих космических станций, изучая не только их техническую осуществимость, но и логистические затраты и экономическую целесообразность — расчеты довольно пугающие", — сказал он, добавив, что текущие эксплуатационные расходы МКС составляют около 12 миллионов долларов в день, примерно половина из которых приходится на транспортировку экипажа и грузов на станцию ​​и обратно.

"Чтобы иметь хоть какой-то шанс на жизнеспособность, будущая коммерческая космическая станция должна будет „приземлиться“ до уровня годовых эксплуатационных расходов в диапазоне от 1 до 2 миллиардов долларов в год, что соответствует ежегодным расходам от 2,7 до 5,5 миллионов долларов в день, что составляет меньше половины расходов на МКС".

Vast не раскрывает данные об эксплуатационных расходах, но сообщает, что к моменту запуска Haven-1 инвестирует около 1 миллиарда долларов. Эта сумма представляет собой сочетание частного капитала, предоставленного её основателем Джедом Маккалебом, ранее сколотившим состояние на криптовалютной индустрии, и доходов от клиентов.

Читайте по теме:

NASA возобновит попытку состыковать грузовой корабль Cygnus с МКС

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться