Согласно картотеке арбитражных дел, соответствующее ходатайство зарегистрировано 20 июня. Оно будет рассмотрено судом 23 июня - в составе апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Краснодарского края о взыскании с КТК 5,285 млрд рублей ущерба водному объекту от инцидента, сообщает inbusiness.kz со ссылкой Интерфакс.
В консорциуме "Интерфаксу" подтвердили, что направили ходатайство о назначении экспертизы по определению всех применимых способов расчета объема нефтеразлива, а также непосредственно по расчету массы нефти, попавшей в акваторию Черного моря в результате аварии в августе 2021 года.
По подсчетам Росприроднадзора, в результате инцидента в воде оказались 384 тонны нефти, по данным же КТК, в водный объект не могло поступить более 69,1 тонны нефти.
7 августа во время закачки нефти на танкер Minerva Symphony (греческий флаг, порт приписки Пирей) на морском терминале КТК с ВПУ-1 (выносного причального устройства - ИФ) произошел залповый выброс нефти. 25 февраля Росприроднадзор направил в суд иск о взыскании с КТК 5,285 млрд рублей ущерба водному объекту от инцидента. Спустя всего два заседания - 27 апреля - суд полностью удовлетворил требования Росприроднадзора, отклонив ходатайства КТК об отложении рассмотрения дела и о назначении судебной экспертизы. 24 мая консорциум направил апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции.
Большая часть оснований для отмены решения суда, приведенная консорциумом в апелляционной жалобе, сводится к предположительно допущенным Росприроднадзором ошибкам в расчетах, а также к игнорированию судом большинства доводов и доказательств, предоставленных КТК. В частности, речь идет об использовании неверного значения коэффициента длительности негативного воздействия на водный объект (применено значение 5 вместо 1,1, не соответствующее ни длительности бездействия компании, ни степени растворимости вещества); о многочисленных ошибках при расчетах объема разлива по методике Минтопэнерго и общей ее неприменимости в отношении данной аварии; о необоснованном отказе в учете затрат КТК на устранение вреда, о неподтвержденности факта причинения вреда Черному морю; об игнорировании письма Ростехнадзора, подтверждающего, что ВПУ не входит в состав опасного производственного объекта (ОПО); об отсутствии вины ответчика в произошедшем на ВПУ разливе нефти (что необходимо для взыскания ущерба в случае, если авария произошла на объекте, не отнесенном к числу ОПО) и других аспектах рассмотрения дела.
КТК - основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. После завершения проекта расширения в 2018 году мощность трубопровода составляет 67 млн тонн нефти в год.
Акционерами КТК являются: Российская Федерация (24% в управлении "Транснефти" (MOEX: TRNF), 7% на балансе) - 31%, Казахстан (представленный "Казмунайгазом" - 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) - 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.