На границе Казахстана и Узбекистана временно введены ограничения на погрузку по направлению международного перехода Сарыагаш. Это решение принято АО "НК "ҚТЖ" для стабилизации перевозочного процесса и предотвращения перегрузки железнодорожной инфраструктуры, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу АО "НК "КТЖ".
"Через Сарыагаш проходит более половины казахстанского экспорта в страны Центральной Азии — около 700 тысяч тонн грузов ежемесячно. Почти 70% всех отправлений приходится на узбекские станции. Однако сезонный рост перевозок зерновых культур привел к повышенной нагрузке на участок и возникновению заторов на подходах к переходу", - пояснили в пресс-службе национального перевозчика.
По данным КТЖ, на данный момент у станции Сарыагаш зафиксировано скопление свыше 8 400 вагонов. Основная причина — несвоевременный прием поездов со стороны узбекской железной дороги. При согласованной суточной норме в 35 поездов в сентябре и октябре фактический показатель составил 29 и 31 поезд соответственно. Сейчас этот уровень держится около 29 составов в сутки.
Такая ситуация приводит к временному отставанию вагонов, занятию приёмо-отправочных путей и увеличению оборота подвижного состава. Это, в свою очередь, создает риски несоблюдения договорных сроков доставки и осложняет перевозочный процесс не только с Узбекистаном, но и с Таджикистаном и Афганистаном.
"Мера носит вынужденный и временный характер, — отметили в пресс-службе КТЖ. — Ограничения направлены на стабилизацию ситуации до восстановления фактического приема поездов до согласованных объемов".
Компания подчеркивает, что приоритетом остается устойчивость графика пассажирских перевозок и сохранение стабильной работы всей транспортной системы региона.
КТЖ продолжает тесное взаимодействие с железными дорогами сопредельных стран для выработки оптимальных графиков движения и согласования объемов пропуска грузов.
В целом, по данным Бюро национальной статистики, железнодорожное сообщение между Казахстаном и Узбекистаном демонстрирует устойчивый рост. За десять месяцев 2025 года объем перевозок между двумя странами увеличился на 15,8%, достигнув 25,6 млн тонн. Из них казахстанский экспорт составил 9,8 млн тонн (+6,5%), а импорт из Узбекистана вырос на 42% и достиг 1,6 млн тонн.
Аналогичная тенденция наблюдается в перевозках с Таджикистаном — рост составил 14,9%, до 4,7 млн тонн. Казахстанский экспорт в эту страну увеличился на 10%, достигнув 2,1 млн тонн.
Специалисты отмечают, что временные меры, введенные КТЖ, позволят сбалансировать потоки, избежать простоя вагонов и обеспечить равномерное движение на одном из важнейших направлений казахстанского экспорта.
Читайте по теме:
Казахстан увеличил экспорт грузов через Россию