Из 340 обращений в ДТЗПП, в половине случаев потребители жаловались на отказ в обмене и возврате, как некачественных, так и надлежащего качества товаров, сообщает inbusiness.kz. По итогам 11 месяцев т.г. из 160 проверенных субъектов предпринимательства, у 25 выявили превышение установленной законодательством торговой надбавки в 15% на социально значимые продовольственные товары. Их привлекли к административной ответственности, сказал руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Кызылординской области Еркасым Сулейменов.
Анализ 340 обращений показал, что 173 приходятся на сферу розничной торговли. В частности, отказ в обмене/возврате некачественного товара, отказ в обмене/возврате товара надлежащего качества в течение 14 дней, обман потребителей, представление некачественного товара. Еще 34 обращения в сфере электронной торговли. Это обман потребителей, некачественное представление товара, отказ в обмене/возврате товара. На вопрос, какие интернет-площадки больше всего грешат подобным, спикер не смог ответить, отметив, что этот рынок еще слабо развит в Кызылорде. Далее 30 обращений в сфере общепита - на некачественную пищевую продукцию, несоблюдение сроков годности, хранения. Также 18 жалоб на необоснованные начисления платы за коммуслуги, ненадлежащее обслуживание КСК. Замыкает пятерку лидеров – 12 обращений на цены и низкое качество оказанных услуг операторов сотовой связи.
Департамент удовлетворил 249 обращений, разъяснил по 22, и 64 направил в другие госорганы. Потребителям вернули 8,1 млн тенге (в 2022 - 4,4 млн тенге).
По сравнению с прошлым годом, в этом году поступило больше обращений - 326 против 340, на 3,4%. Рост спикер объяснил просветительской работой департамента, благодаря чему люди стали понимать, что их права ущемлены и должны себя защитить.
Вместе с тем, по сравнению с северными регионами, кызылординцы меньше защищают свои права потребителей.
"Кызылординцы просто махнут рукой, ай, ладно, забудем. Это неправильно. Если ваши права ущемлены – их нужно защищать. В рамках закона. Через государственные или судебные органы. Идти до конца. Тем, кто обратился к нам, и если им нужно пойти в суд, говорю, давайте пойдем до конца, поможем с подачей претензий, исков. Но люди отказываются. Потому что согласно Гражданскому кодексу РК – гражданские дела рассматриваются не менее 2 месяцев. Никто не хочет два месяца ходить по судам", - сказал спикер.
Он рассказал, что недавно принимал участие в судебном процессе.
"Житель Кызылорды судится с КПФ АО "Казтрансгаз Аймак", который наложил на него штраф в размере больше 200 тыс тенге, потому что его счетчик не прошел поверку. По закону приборы учета должны проходить поверку каждые 8-10 лет. Срок поверки счетчика у потребителя прошел. ДТЗПП участвовал в деле как третье лицо. Мужчина купил частный дом. Не имея паспорта счетчика на руках, он не знал, когда прибор учета газа прошел поверку. Бывший владелец дома не передал паспорт. Может быть утерял. И тут филиал АО "КТГ Аймак" наложил штраф. По норме потребления вышло больше 200 тыс тенге. За период с октябрь 2021 по апрель 2022 года", - рассказал Сулейменов.
С одной стороны, здесь вина газовиков, которые молчали с 2021 года. С другой стороны владельца дома, который не провел поверку прибора, говорит спикер.
"Потребитель проиграл суд первой инстанции. Потому что он должен был провести поверку газового счетчика. Так как газовики по закону не были обязаны уведомлять потребителей о том, чтобы они поверяли свои приборы учета", - продолжил спикер.
Как он отметил, ДТЗПП два года занимался этим вопросом с минэнерго. В итоге, с 14 июня 2023 года в приказы министра энергетики внесли изменения о договоре между потребителем и КПФ АО "Казтрансгаз Аймак". Теперь газовики за 60 дней до срока поверки должны уведомлять потребителей о необходимости прохождения данной процедуры.
"На сегодня, мужчина подал апелляцию. Если и ее проиграет, то обратится в Верховный суд", - сказал Сулейменов.
По словам спикера, в 2021-2022 годах было много жалоб на КПФ АО "КТГ Аймак" по счетчикам. Теперь потребители получают уведомления за 60 дней до поверки и проходят ее.
К слову, из 340 обращений 120 подали через портал "Е-Отиниш". В прошлом году было 80.
Обсуждая реакцию субъектов на получение предупреждений и штрафов, спикер сказал, что люди совершив нарушения, готовы в суде оспаривать штрафы.
"Субъекты нехотя получают предупреждения на первый раз. Мы им доказываем, что и как они нарушили, а они отказываются признавать свои ошибки. Готовы даже судиться с нами, если наложим денежный штраф. Законом разрешено делать надбавку в 15%, а они хотят прибавить 200-300%, чтобы быстро разбогатеть", - отметил Сулейменов.
Ранее сообщалось, что права потребителей чаще всего нарушаются в розничной торговле.