Как рассказал в ходе брифинга начальник Центра по борьбе с киберпреступностью МВД Жандос Суюнбай, за три месяца текущего года зарегистрировано более 4 тыс. фактов интернет-мошенничества. В результате действий мошенников гражданам причинен ущерб на сумму свыше 3 млрд тенге. Самым распространенным способом их совершения остается интернет-торговля путем размещения объявлений на сайтах известных торговых площадок, а также в социальных сетях и мессенджерах (Instagram, Telegram, WhatsApp). В этом году зарегистрировано свыше 2 тыс. таких преступлений.
"Как правило, мошенники размещают объявления на известных сайтах, таких как ОLХ.kz, Kolesa.kz, Krisha.kz и социальных сетях. Они указывают заниженные цены за товар или услугу и просят предоплату либо полную оплату. Для того, чтобы не стать жертвой мошенников необходимо, во-первых, пользоваться проверенными сайтами объявлений. Во-вторых, договориться об оплате после получения товара. В-третьих, убедиться в наличии товара, в том числе путем видеозвонка. Если продавец находится в другом городе, попросить своих знакомых или родственников получить и переслать товар", - отметил спикер.
По словам полицейского, за последние несколько месяцев увеличилось количество мошенничеств, совершенных путем привлечения различных вложений и инвестиций. Граждане продолжают участвовать в различных схемах по быстрому преумножению денег, несмотря на их сомнительность и непрозрачность.
С начала года жертвами таких схем стали более 500 казахстанцев, которые вложили свои деньги в несуществующие инвестиционные проекты. Более того, в ряде случаев для этих целей оформляли на себя кредиты. В погоне за легкими деньгами они лишились своих сбережений.
Мошенники завлекают граждан, создавая ложные сайты от имени крупных, в том числе национальных компаний, банков, криптобирж. При этом все общение с так называемыми менеджерами и брокерами проходит в онлайн-режиме, включая мессенджеры. В некоторых случаях для привлечения больших сумм мошенники проводят разовую выплату якобы дивидендов.
"Следующий распространенный способ – это телефонные звонки от имени сотрудников банков, правоохранительных органов. Сейчас фрод-звонки, совершаемые из-за рубежа, распознаются и блокируются операторами связи. Только с начала года пресечено более 15 миллионов таких звонков", - продолжил спикер.
Мошенники продолжают искать новые пути для обмана граждан. Сейчас, в основном регистрируются мошенничества, совершенные путем звонков с зарубежных номеров и через WhatsApp.
Несмотря на общее снижение регистрации, за 3 месяца совершено более 400 преступлений от имени сотрудников банков, большая их часть связана с оформлением на граждан онлайн-займов. Мошенники сообщают о подозрительных операциях на счете либо попытке оформления кредита и проводимой спецоперации по задержанию недобросовестных работников банка. Ну, а далее по отработанной схеме с переводом денег на так называемый безопасный депозит.
Также граждане под убеждением мошенников либо добровольно сами оформляли на себя кредиты, либо под их диктовкой устанавливали на свои телефоны приложения для удаленного доступа и сообщали поступающие из банков коды СМС-уведомлений. Таким образом мошенники и сами граждане обходят все меры безопасности, используемые банками. В некоторых случаях граждане под воздействием мошенников закладывали либо продавали имеющееся имущество (квартира, автотранспорт), а вырученные деньги переводили на счета мошенников.
"Хочу отметить, что сотрудники банков или полиции никогда не просят сообщить персональные данные и не проводят спецопераций по телефону. МВД совместно с банками реализуются дополнительные меры по обеспечению сохранности счетов граждан и пресечению оформления нелегитимных кредитов, в том числе по оперативному взаимодействию с полицией", - сказал Жандос Суюнбай.
С операторами связи заключены меморандумы о противодействии фрод-звонкам. Аналогичные соглашения подписаны с сайтами объявлений Kolesa.kz, Krisha.kz и IT-компаниями. Во всех регионах созданы и действуют специализированные группы по расследованию интернет-мошенничеств. В-частности, в столице запущен пилотный проект "Киберпол".
Основной акцент сделан на усиление взаимодействия с другими госорганами, финансовыми учреждениями и частным сектором. Реализуется комплекс мер, направленных на выявление и раскрытие таких преступлений, а также задержание организаторов и соучастников.
Полицейский привел несколько примеров задержаний преступников. В южной столице сотрудниками отдела по борьбе с киберпреступностью УКП ДП города Алматы в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий выявлен Call-центр интернет-мошенников. В ходе проведенной операции задержана группа из 24 граждан Республики Грузия.
В столице сотрудниками отдела по борьбе с киберпреступностью УКП ДП города Астаны по подозрению в совершении ряда интернет-мошенничеств задержан уроженец города Экибастуз, который создал страницу в социальной сети Instаgram, где разместил объявление о продаже шубы по низкой цене. Установлена его причастность к 26 аналогичным преступлениям, общий ущерб 4,2 млн тенге.
"С 18 по 20 апреля этого года на территории Казахстана проведено оперативно-профилактическое мероприятие Anti-fraud, направленное на повышение эффективности мер по борьбе с правонарушениями, совершаемыми с использованием информационных технологий. За три дня на территории Республики выявлено более 100 правонарушений, в том числе 126 интернет-мошенничеств, из них 173 зарегистрировано в Единый реестр досудебных расследований. Раскрыто 314 ранее совершенных преступлений", - привел статистику начальник Центра по борьбе с киберпреступностью МВД.
Как отметил Жандос Суюнбай, чтобы не попасться на уловки мошенников необходимо соблюдать элементарные меры безопасности: не передавать никому персональные данные, включая реквизиты банковских карты. Не устанавливать непонятные посторонние приложения. Не следовать телефонным инструкциям мнимых работников банков или правоохранительных органов.
Напомним, в прошлом году сообщалось, что в нашей стране было зарегистрировано около 20,5 тыс. случаев интернет-мошенничеств.