2022 год был очень непростым для авторынка РК: даже при общем росте показателей отрасли казахстанцам было сложно приобрести новый автомобиль и порой приходилось месяцами ждать как бюджетные машины, так и авто премиум-класса. В этом году у автодилеров уже имеются в наличии новые автомашины популярных у казахстанцев марок, а по остальным моделям и брендам время ожидания сократилось до 1-2 месяцев, передает inbusiness.kz со ссылкой на energyprom.kz.
Кризис полупроводников, усугубивший и без того нарушенные из-за COVID-19 логистические цепочки поставок, серьезно повлиял не только на рынок РК, но и на весь мир. Более того, война в Украине еще больше нарушила цепочки поставок автокомпонентов для крупнейших автозаводов РК.
"Приток новых автомобилей из РФ ожидаемо сильно просел, так как российский автопром подорвали наложенные санкции и уход крупных брендов из страны в результате военной агрессии РФ. Напомним: на долю России в импорте новых автомобилей в РК приходилось около 40%", - говорится в сообщении.
Впрочем, даже при этом казахстанский авторынок, в отличие от мировых продаж, показал относительно положительную динамику, а со второго полугодия и вовсе вышел в плюс. Этому способствовало налаживание новых цепочек поставок автокомпонентов, расширение путей их ввоза и поиск новых поставщиков.
"Заметно выросло и производство новых автомобилей в Казахстане. Так, за январь–декабрь 2022 года было произведено 113,9 тыс. транспортных средств всех типов — на 21,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Из всех произведенных транспортных средств непосредственно на легковые автомобили пришлось 103,3 тыс. — сразу на 28,1% больше по сравнению с 2021 годом.
Текущий год сохраняет тенденцию роста отрасли. Так, за январь-февраль 2023-го было произведено 19,5 тыс. автомобилей — на 36,7% больше по сравнению с январем-февралем 2022 года. Из них на легковые автомобили пришлось 17,5 тыс., рост за год — уже на 41,3%", - отмечено в сообщении.
В результате по совокупности этих факторов казахстанский авторынок еще в прошлом году преодолел кризис, а автодилеры вышли в плюс: продажи за 2022 год в РК составили 123,8 тыс. новых автомобилей — на 5,3% больше по сравнению с 2021-м.
Стоит отметить, что автомобили китайских брендов, которые были локомотивом автомобильной отрасли в 2022 году, в Казахстане по итогам прошлого года попали в топ-10 самых популярных брендов. Вскоре казахстанцам будут доступны эти авто уже от казахстанского автопрома.
"В текущем году продажи новых автомобилей за январь–март составили 37,3 тыс. — сразу на 66,7% больше по сравнению с январем–мартом 2022-го. В январе было продано 10,4 тыс. новых автомобилей, в феврале — 13,2 тыс., в марте — уже 13,7 тыс. авто", - выяснили аналитики.
Китайские бренды особенно популярны в текущем году.
Сейчас перед казахстанскими автопроизводителями и дистрибьюторами стоит задача увеличить количество стран — поставщиков автокомпонентов и сделать цепочки поставок более стабильными, учитывая продолжающийся кризис полупроводников и усугубляющиеся "санкционные войны" между США и Китаем, которые непременно затронут отрасль автопроизводства.
"На фоне того, что присутствие китайских брендов на казахстанском рынке в текущем году стало еще заметнее, другие бренды также приступили к увеличению поставок.
Стоит отметить и тот момент, что на автомобильную отрасль влияет рост цен на ГСМ и дефицит топлива, что может подстегнуть казахстанцев делать выбор в пользу экономичных малолитражек. Кроме того, электромобили также могут выходить на рынок РК все активнее — тем более, что Китай уже наладил серьезное производство в этом сегменте", - отмечено в информации.
Читайте по теме:
Более 25 тысяч легковых автомобилей ввезли в РК за один квартал
Злоумышленники перегоняли из России в Казахстан находящиеся в розыске автомобили
Автомобили классом ниже Евро-5 запретят оформлять в Казахстане – СМИ