Отечественные торговые дома, в основном, зарабатывают не от продажи продукчии, а от дополнительных услуг. Такие выводы сделали в агентстве по защите и развитию конкуренции. Согласно профильному анализу, казахстанские супермаркеты много лет навязывают лишние, коммерческие услуги. И все это, в конечном счете, ставит идею масштабирования товаров Made in Kazakhstan, в разряд невыполнимых, передает Atameken Business.
Пожалуй, ни один из казахстанцев не догадывается, что в большом изобилии продуктов питания и других товаров в ведущих торговых домах скрывается хитрый ритейлорский менеджмент. А выглядит он по выводам АЗРК таким образом. Владельцы супермаркетов вынуждают производителей покупать у них несуществующие услуги, такие как ретробонусы, выкладка товаров и промоакции. Согласно данным агентства по защите и развитию конкуренции, таким образом, торговые сети зарабатывают до 70% прибыли, которая никак не связана с реализацией самой продукции. Финансовым аналитикам подобное явление хорошо известно, и они уверяют, что тут нет никаких проблем. Просто все это работает в рамках рыночных отношений.
"Если это конкурентный товар, то поверьте - сеть будет максимально лояльна к поставщику. И те компании, которые не сотрудничают с торговыми домами, они и формируют претензии к сетям, так как они в сеть не попали и находятся в положении обиженных", - сказал финансовый аналитик Иван Федяков.
Однако с мнением аналитиков согласны не все эксперты. Некоторые из них считают, что супермаркеты в погоне за так называемой бек-маржей невольно становятся причиной роста цен на продукты и товары. То есть поставщики за навязанные от ритейлеров дополнительные услуги вынуждены повышать свои ценники. И все это, в конечном счете, обесценивает правительственную стратегию о реализации отечественной продукции. Она просто меркнет на прилавках, не выдерживая нечестной, торговой политики супермаркетов. И всему бедой является монополизм на ритейлеровском рынке, убеждены экономисты.
"Они знаете, что даже делают. Придумывают ТОО, там сидят их люди. И заставляют всех поставщиков сдавать весь товар в эту ТОО. А потом оттуда они, набавляя свою наценку, выставляют товар в сетях. Вся эта наценка в конченом счете идет в один карман", - говорит экономист Айдар Алибаев.
Были ли действительно такие инциденты разоблачены, говорить не приходится. Официальных данных по схемам удорожания продуктов через свои ТОО пока нет. Но точно известно, что ритейлорские сети в Казахстане не без греха. Например, согласно анализу от АЗРК были подтверждены факты того, что сети, пользуясь тем, что они являются доминирующей в стране формой торговли, навязывают производителям кабальные условия. Как показал профильный отчет, у казахстанского продуктового ретейла развязаны руки для любых злоупотреблений и нарушений, а интересы торговых сетей ставятся выше не только прав казахстанских производителей и потребителей, но и выше интересов отечественной экономики. Так аудит за период 2021-2022 годов охватил более чем 125 крупных субъектов внутренней торговли всех регионов республики. И как итог - четыре уведомления касательно признаков нарушения, 27 запротоколированных случаев несоблюдения супермаркетами размеров торговой надбавки.
Читайте по теме:
Цены на социально значимые продтовары в Актобе растут быстрее всего в Казахстане