Мировой рынок робототехники растёт гораздо быстрее, чем ожидалось, и, согласно новому исследованию The Boston Consulting Group (BCG), к 2025 году его объём может достичь 87 млрд долларов, пишет “Вести.Экономика”.
Прежний расчётный показатель 2014 года, 67 млрд долларов, был пересмотрен и значительно увеличен главным образом из-за быстрого роста потребительского спроса. В новой статье Gaining Robotics Advantage ("Как воспользоваться преимуществами роботизации") BCG улучшила свой прогноз в потребительском секторе до 23 млрд долларов, то есть на 156% по сравнению с более ранней оценкой.
"Ускорение роста в основном будет приходиться на потребительский рынок в таких сферах, как самоуправляемые автомобили и домашняя техника, — поясняет Влад Лукич, партнёр BCG и соавтор статьи. — Остальная доля корректировки в размере 34%, до $22,8 млрд., приходится на ожидаемый рост в коммерческом секторе".
Прогнозные показатели необходимо было пересмотреть в связи с несколькими факторами. Во-первых, по данным BCG, всего лишь за один год, с 2014 по 2015 год, частные инвестиции в области робототехники увеличились втрое. Снижающиеся цены способствуют быстрому росту спроса, что значительно ускоряет процесс совершенствования функциональных возможностей и компонентов, которые могут использоваться в гораздо большем числе отраслей и сфер применения, чем первоначально ожидали многие обозреватели.
В 2016 году в области робототехники произошло кардинальное переориентирование на потребительский сектор, в котором резко увеличилось количество производителей робототехники. Сегодня роботы могут пылесосить и мыть полы, чистить водостоки, обучать детей, обеспечивать наблюдение за домом и безопасность, а также выполнять функции компаньонов и помощников по уходу за больными родственниками.
За период с 2012 года 40% всех новых производителей робототехники появилось именно в потребительском секторе — это превосходит показатели роста в военном, коммерческом и промышленном секторах. Согласно проведённому BCG анализу, на военный сектор приходится 26% новых компаний в области робототехники, на коммерческий — 24%, а на промышленный — лишь 10%.
По мнению Алисон Сандер, возглавляющей в BCG Center for Sensing & Mining the Future и соавтора статьи, когда потребители начнут покупать робототехнику, это отразится на всех секторах:
"По мере расширения использования робототехники в повседневной жизни — от роботов-пылесосов до технологий дистанционного присутствия в офисе — среди потребителей будет расти спрос на увеличение числа подобных продуктов. Это будет способствовать привлечению большего объёма инвестиций и дальнейшему развитию функционала робототехники".
Мел Вольфганг, старший партнёр BCG и соавтор статьи, отмечает, что применение робототехники в бизнесе является стратегическим решением, а не просто вложением капитала. Это требует переосмысления и кардинального изменения численности персонала, ассортимента продукции, регионов ведения производственной деятельности и других параметров бизнес-модели.
"Задача прогрессивных компаний — понять, как следует использовать робототехнику для приобретения конкурентного преимущества. Для этого может быть необходимо выявить наиболее перспективное направление, в котором оптимальное сочетание человеческого труда и машин обеспечит самую высокую окупаемость, либо потребуется создать абсолютно новую бизнес-модель, — считает Вольфганг. — Руководство должно действовать уже сейчас в целях выработки единого мнения, тестирования и пробной эксплуатации робототехники в различных сферах применения и инвестирования в инфраструктуру, включая создание базы для цифровой системы снабжения на производстве".