Вот уже восьмой год, как каждое четвертое воскресенье июля Казахстан отмечает профессиональный праздник работников торговли, сообщает inbusiness.kz.
Торговля в структуре ВВП занимает 4 место, и за первый квартал 2025 года обеспечила 16,6% прироста. Согласно социологического опроса, проведенного Институтом общественной политики, покупатели предпочитают торговые дома и центры, благодаря их возможностям и комфорту. Особенно этот формат популярен среди молодежи, в то время, как жители сельской местности, люди старше 46 лет и пожилые люди предпочитают классические базары и рынки.
Супермаркеты и ТРЦ являются наиболее популярным местом покупки товаров повседневного спроса – бытовых товаров (36,9%) и продуктов питания (33,3%). Базары и рынки сохраняют позиции благодаря следующему сегменту товаров: одежда (43,1%) и бытовые товары (34,7%).
Онлайн-магазины пока не доминируют в общем объеме покупок, но их популярность уверенно растет, особенно в сегментах одежды (14%) и бытовых товаров (9,2%). Данный вид покупок больше всего востребован среди молодежи и женщин.
По данные БНС торговля показывает рост практически по всем направлениям. Так за последние 6 лет оборот оптовой торговли увеличился на 74,8% – с 27 трлн тенге до 47,2 трлн тенге. В свою очередь, общий объем розничной торговли за тот же период вырос более чем в два раза, с 11,3 трлн тенге в 2019 году до 23,6 трлн тенге в 2024 году.
Во-вторых, торговля – лидер по числу занятых. В I квартале текущего года в сфере торговли было занято 1,5 млн. человек, что составляет 17% от общего числа работающих. И эта тенденция устойчивая.
В-третьих, уверено уходит в онлайн. Так, объем рынка розничной электронной коммерции с 2022 года вырос на 60% до 3,2 трлн тенге в 2024 году, а доля с 12,5% до 14,1%.
В-четвертых, женщины по-прежнему составляют две трети от числа продавцов и работников продаж. Впрочем, зафиксирован и рост доли мужчин среди работников продаж с 30% в 2021 году до 33% в 2024 году.
В-пятых, наблюдается устойчивая тенденция сокращения доли продовольственных товаров в розничной торговле – с 35,6% в 2021 году до 30,1% в 2024 году.
Можно с уверенностью заявить, что отечественная торговля эволюционирует, а дальнейший успех здесь будет определяться способностью адаптироваться к цифровым вызовам и меняющимся потребительским предпочтениям.
Читайте по теме:
Электронная торговля на маркетплейсах: что это даст индивидуальным предпринимателям Казахстана?