Итальянский бренд роскошной одежды Prada заявил, что признает индийские корни своей новой обувной линии, спустя несколько дней после того, как дизайн вызвал споры в Индии. Об этом сообщает BBC, передает inbusiness.kz.
Босоножки, представленные на прошлой неделе на Неделе моды в Милане, были украшены плетеным узором с открытым носком, который очень напоминал традиционные сандалии (чаппалы) "колхапури", производимые в индийских штатах Махараштра и Карнатака. Prada описала сандалии как "кожаную обувь", но не упомянула о ее индийском происхождении, что вызвало негативную реакцию и обвинения в культурной апроприации в Индии.
Отвечая на претензии, Prada сообщила Би-би-си, что признает, что сандалии вдохновлены традиционной индийской обувью.
Представитель Prada заявил, что компания "всегда ценила мастерство, наследие и традиции дизайна", добавив, что она "поддерживала контакты с Торгово-промышленной палатой Махараштры по этому вопросу".
Это известный отраслевой торговый орган в штате. На прошлой неделе его руководитель написал бренду письмо, в котором говорилось, что дизайн был коммерциализирован без учета заслуг мастеров, которые сохраняли его наследие на протяжении многих поколений.
Лоренцо Бертелли, глава отдела корпоративной социальной ответственности Prada, ответил на его письмо, сообщив, что сандалии находятся "на ранней стадии разработки", сообщает Reuters.
Он также сказал, что Prada открыта для "диалога для конструктивного обмена мнениями с местными индийскими мастерами", и компания организует последующие встречи для дальнейшего обсуждения этого вопроса.
Сандалии колхапури, названные в честь города в Махараштре, где они производятся, восходят своими корнями к XII веку. Традиционные сандалии ручной работы, изготовленные из кожи и иногда окрашиваемые в натуральные цвета, отличаются прочностью и хорошо подходят для жаркого климата Индии. В 2019 году правительство Индии присвоило им статус объектов с географическим указанием (GI). Согласно Всемирной торговой организации, маркировка с географическим указанием указывает на то, что товар или изделие произведено в определенном регионе или месте, и считается знаком подлинности. После этой полемики многие ремесленники в Колхапуре заявили, что они были опечалены тем, что Prada использовала этот дизайн, не отдав ему должного.
"Эти сандалии сделаны благодаря упорному труду кожевенников в Колхапуре. Они должны быть названы в честь Колхапура. Не злоупотребляйте чужим трудом", - сказал Би-би-си Прабха Сатпут, ремесленник из Колхапура.
В Индии босоножки стоят несколько сотен рупий, но заявленные Prada премиальные цены возмутили некоторых, хотя на веб-сайте бренда цена не указана.
Большинство других босоножек, продаваемых модным домом, продаются в Великобритании по цене от 600 до 1000 фунтов стерлингов (около 820 - 1370 долларов - ред.). Промышленник Харш Гоенка подчеркнул это, сказав, что местные ремесленники почти не зарабатывают на тех же изделиях ручной работы.
"Они проигрывают, в то время как мировые бренды наживаются на нашей культуре", - сказал он.
Это не первый случай, когда мировые бренды обвиняют в том, что они присваивают традиционные индийские товары, не упоминая об их корнях. На Каннском кинофестивале 2025 года Gucci назвал сари, которое носила звезда Болливуда Алия Бхатт, платьем, что вызвало негативную реакцию. Ранее в мае популярный тренд TikTok подвергся критике за то, что назвал дупатту, традиционный южноазиатский шарф, скандинавским шарфом.
Однако некоторые жители Колхапура заявили, что этот шаг вселил в них чувство гордости.
"Ремесленники счастливы, что кто-то признает их работу", - сказал агентству Рейтер бизнесмен из Колхапура Дилип Мор.
Читайте по теме:
Можно ли сделать казахстанские бренды узнаваемыми?