В Шымкенте спустя 5 лет после начала строительства, наконец, прошло техническое открытие нового терминала аэропорта, который строит авиакомпания SCAT. Это 4-этажное здание на 40 тысяч квадратных метров оснащен 6-ю телескопическими трапами, 2-мя травалаторами, 16-ю лифтами, 24-мя эскалаторами и 24 стойками регистрации, а так же автоматизированной системой регистрации пассажиров и обработки багажа. Новый терминал будет способен одновременно обслуживать до 2000 пассажиров и 16 воздушных судов, а объемы перевозок возрастут до 3,5 млн пассажиров в год. Но пока отсюда будут улетать и прилететь только внутренние рейсы, запуск международных перелётов запланирован на начало 2025 года, передает корреспондент inbusiness.kz.
Новый терминал начали возводить ещё с 2019 года. Сроки сдачи откладывались и переносились множество раз.
Представители авиакомпании сообщали, что единственной преградой для завершения строительства нового терминала был перрон, точнее отсутствие под него земли. А если, мол, проблема с землей решится, что для сдачи терминала в эксплуатацию потребуется 6,5-7 месяцев. Это было в сентябре 2023 года. 6 гектаров в итоге продали за 899 млн тенге после соответствующего постановления правительства об отчуждении участка.
Месяц назад на брифинге в СЦК аким Шымкента Габит Сыздыкбеков вновь заверил, что объект вот-вот откроется. И видно, что с открытием спешили. Многие части терминала ещё не доделаны. В частности, не завершены работы на 3 и 4 этажах, где запланировано наличие отеля для транзитных пассажиров, которым придётся задержаться, утверждается, что подобного пока нет ни в одном аэровокзале Казахстана. Общая стоимость в итоге в разы превысила изначально запланированную сумму и в итоге составила 24 млрд тенге.
"На протяжении строительства было очень сложно. Мы начали строительство в 2019-ом году. За все время нам пришлось поменять 4 генеральных подрядчиков в связи с тем, что это технологичное здание требовало все новых и новых инноваций. Поэтому каждый генподрядчик исполнял только ту функцию, которую мог сделать на определенном этапе",- пояснил затяжное строительство президент АО SCAT Владимир Денисов.
Несмотря на что, новый терминал это целиком и полностью частные инвестиции отечественного авиаперевозчика, работы курировать управлением транспорта акимата Шымкента. Руководитель пояснил, что не все казахстанские компании готовы обслуживаться в новом порту.
"Все международные компании ждали нового терминала, потому что мы даже свои рейсы еле вытягивали. Сейчас таких проблем не будет и у нас есть возможность одновременно обслуживать 10 самолетов. Если Аирбас 180 мест, у нас на 2 тыс человек рассчитано. Скат планирует Италию, Германию, Китай Индию. Про старый терминал пока вопрос открыт. Может мы его отремонтируем и оставим для лоукостеров. Например флайарыстан хочет быть там, чтобы стоимость билетов не увеличилась. В новом терминале все же будут тарифы другие",- отметил руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог акимата Шымкента Ролан Ибрагимов.
Для полноценного функционирования нового терминала Шымкенту также не хватает новой взлетно-посадочной полосы. К тому же имеющуюся через год придётся закрыть на капремонт. Ранее власти сообщили, что передумали выкупать сотни домов вокруг существующей полосы и просто решили построить новую. Её стоимость согласно ПСД составит 40 млрд тенге.
"По взлетно-посадочной полосе мы ПСД на экспертизу сдали, примерно 17 января получим экспертизу ПСД. А дальше аким будет решать вопрос с финансированием или ГЧП или государственные инвестиции. Стоимость ближе к 40 млрд тенге. Мы только по периметру должны были снести здания и отказались, потому что только на это у нас уходило почти 30 млрд тенге. если бы мы их потратили на выкуп, плюс в 2027 году наша полоса обязательно должна встать на капитальный ремонт. То есть, Шымкент остался бы без взлетки. Мы посмотрели все плюсы и минусы и будет намного эффективнее построить новую взлетную. С учетом всех санитарных зон будет. Изъятие все равно требуется. Мы берем допземли, зарезервируем земли, чтобы не получилось как сейчас. Все эти земли арендованные сельхоз. Капительных строений там нет",- заверил Ролан Ибрагимов.
Напомним, что старый аэропорт Шымкента совсем недавно постановлением правительства передан в доверительное управление также авиакомпании Скат. Условия – на 10 лет без права выкупа, при этом 70% прибыли от АО "Аэропорт" будет принадлежать государству, а оставшиеся. 30% авиакомпании.
Читайте по теме:
В Кызылорде открылся новый терминал аэропорта