В конце 2024 года на посту "Южный" сотрудники дорожной полиции остановили служебный автомобиль ТОО "КАМЕТЕХ", которое специализируется на продаже сельскохозяйственной техники и предоставлении сервисных услуг по ремонту. Полицейские потребовали у водителя представить путевой лист с отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра. Отсутствие этой отметки было квалифицировано как нарушение части 8 статьи 590 КоАП РК, что подразумевало штраф для предпринимателя в размере от 30 до 50-месячных расчетных показателей. При этом сотрудники полиции не учли, что данная статья применяется только к субъектам, занимающимся регулярными и нерегулярными перевозками пассажиров, багажа и грузов, в том числе опасных. В ситуации разбирались на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей СКО, передает inbusiness.kz.
"Руководство ТОО было вызвано на пост для составления протокола, однако предприниматель не согласился с нарушением и обратился в нашу мобильную группу по защите прав предпринимателей, в которую входят сотрудники прокуратуры. Нам потребовалось четыре часа, чтобы доказать сотрудникам дорожной полиции неправомерность их действий", - проинформировал членов совета начальник отдела Палаты предпринимателей СКО Айдос Кенбеилов.
Фото: Сагынгуль Ргибаева
Несмотря на очевидную неправомерность ситуации, сотрудники полиции упорно настаивали на обязательности предрейсового медосмотра для водителя, мотивируя это тем, что любой автомобиль используется для перевозки грузов или пассажиров. Осознавая потенциальную распространенность подобной ошибочной практики, Палата предпринимателей вынесла этот вопрос на Совет по защите прав бизнеса, пригласив к обсуждению руководство департамента полиции.
Юристы палаты, в свою очередь, провели детальный анализ законодательства, чтобы прояснить два ключевых момента: нужны ли медосмотры водителям служебных легковых автомобилей компаний, которые не занимаются перевозками, и какие именно предприятия попадают под требования об обязательном медицинском осмотре водителей.
"Департамент санитарно-эпидемиологического контроля СКО разъяснил, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры обязательны только для водителей транспортных средств, работающих на маршрутах регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, багажа и грузов, включая опасные. Наша задача заключалась в том, чтобы четко определить, что такое регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров и багажа. Определение им дано в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (приказ МИР РК от 26.03.2015 № 349)", - продолжил Айдос Кенбеилов.
Согласно правилам, регулярные перевозки осуществляются с использованием автобусов, микроавтобусов и троллейбусов по установленным маршрутам и расписаниям, с обозначением начальными, конечными пунктами посадки и высадки пассажиров. Нерегулярные перевозки выполняются по разовым заказам физических и юридических лиц, включая туристические и экскурсионные маршруты, а также обслуживание мероприятий
Что же касается грузоперевозок, то в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (приказ МИР РК от 30.04.2015 № 546), автомобильным перевозчиком признается лицо, владеющее автотранспортными средствами (кроме легковых) и занимающееся предпринимательской деятельностью в данной сфере, то есть грузоперевозчик.
Фото: Сагынгуль Ргибаева
"Таким образом, мы пришли к выводу, что сотрудники дорожной полиции неправильно трактуют нормы административного законодательства, считая, что водителю любого предприятия необходимо прохождение медосмотра, и необходимо довести до руководства департамента полиции, что такая практика неприменима. Следует четко разграничить субъекты бизнеса, данная статья применима только к перевозчикам. Если каждый водитель любого предприятия будет обязан проходить предрейсовый медосмотр, система здравоохранения просто не сможет справиться с увеличившейся нагрузкой на врачей, осуществляющих такие медосмотры", - резюмировал начальник отдела Палаты предпринимателей СКО Айдос Кенбеилов.
Присутствовавший на заседании совета представитель областного департамента полиции признал неправомерность действий своих сотрудников в данном случае и пообещал провести разъяснительную работу.
"Мы соберем командиров батальона, проведем разъяснительную беседу по применению и компетентности данной статьи, думаю, таких вопросов больше не возникнет. В случае повторения подобных ситуаций, просим обращаться на канал 102. После обращения мы проведем служебную проверку и, если факт подтвердится, то в отношении виновных лиц будут приняты меры дисциплинарного характера за некомпетентность", - заверил членов совета старший инспектор по особым поручениям УМПС ДП СКО Азамат Жамуков.
В свою очередь представители антикоррупционной службы рекомендовали полицейским использовать общедоступные порталы налоговых и статистических органов для проверки ОКЭД предприятий, что позволяет быстро и бесплатно определить вид деятельности компании. И тогда не нужно будет вызывать руководство компании для составления протокола, чтобы потом на месте выяснить, что данная статья неприменима к этому предприятию.
Читайте по теме:
Штраф за прогрев авто: забота об экологии или пополнение бюджета?