/img/tv1.svg
RU KZ
Около 150 тысяч детей в РК имеют статус «с особыми образовательными потребностями»

Около 150 тысяч детей в РК имеют статус «с особыми образовательными потребностями»

Почти 12 тысяч детей с особыми потребностями обучаются на дому.

13 Август 2018 15:50 8692

Около 150 тысяч детей в РК имеют статус «с особыми образовательными потребностями»

Включить в Закон «Об образовании» понятие «дети с особыми образовательными потребностями» (ООП) и разработать механизм оценки особых потребностей предложили в Национальном научно-практическом центре коррекционной педагогики. По словам руководителя центра Галии Абаевой, от этого зависит «финансовый ранец», выделяемый государством на каждого ребенка. Финансовый ранец на ребенка с особыми образовательными потребностями выше, чем для обычного ребенка.

«Дети с ООП – очень большая и разнородная группа, не в равной степени нуждающиеся в поддержке. К примеру, ребенку-мигранту достаточно небольшой социально-педагогический поддержки, тогда как ребенку с нарушением зрения необходим отдельный педагог, постоянное коррекционное сопровождение, специальные программы и учебники. То есть уровень поддержки будет намного выше. Поэтому оценивать уровень поддержки необходимо», – отметила она в рамках своего выступления на августовском совещании, состоявшемся сегодня в Астане.

В Национальном научно-практическом центре коррекционной педагогики предложили дополнить понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями» в соответствии с определениями, рекомендуемыми странами ОЭСР, где лица с ООП – это дети, испытывающие постоянные трудности в получении образования вследствие: ограниченных возможностей развития – нарушение слуха, зрения, речи; поведенческих и эмоциональных проблем; средовых факторов – экономических, социальных, культурных, состояние тематического здоровья.

«Здесь очень важно разграничивать понятие на местах. В некоторых управлениях идет путаница, подменяется понятие ребенок с инвалидностью на ребенка с особыми образовательными потребностями. Это не всегда одно и то же. Например, у ребенка может быть диабет, и из-за этого у него инвалидность третьей группы, но при этом этот ребенок не нуждается в какой-то значительной коррекционной поддержке, кроме какого-то щадящего гигиенического режима и щадящего режима поведения. А ребенок, не имеющий инвалидности, но имеющий речевое нарушение, будет нуждаться в коррекционной поддержке. То есть необходимо вот эти понятия разграничивать. Для этого нужны эти понятия и оценка механизма ее реализации», – сказала она.

Галия Абаева напомнила, что во всем мире показателями реализации принципа инклюзивного образования считаются: наличие законодательной базы, отсутствие нормативно-правовых препятствий, охват обучением и воспитанием детей с ООП, реализация мер по раннему выявлению и помощи этой категории детей, проведение массовой школы, системных преобразований учебно-образовательного процесса, сохранение и развитие сети специальных организаций образования для оказания специальных образовательных услуг и подготовка педагогических кадров.

Отметим, Казахстан ратифицировал ряд международных документов: конвенции о правах ребенка, о борьбе с дискриминацией в области образования, о правах инвалидов. Законодательная база РК, по словам Галии Абаевой, также приведена в соответствие с международными нормативными актами, что отражено в Законах: «Об образовании», «О социальной защите инвалидов», «О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

«Поскольку все эти документы принимались в разное время, начиная с 2000 года, в некоторых документах существуют разночтения. Даже в названии этих детей где-то написано с особыми образовательными потребностями, где-то – с ограниченными возможностями. Время вносит свои коррективы, и необходимо их дополнять и вносить изменения. На наш взгляд, это позволит в будущем более точно проводить оценку особых потребностей», – поделилась она своим мнением.

По статданным Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, на 1 января 2018 года в Казахстане зарегистрировано 147396 детей и подростков с ООП, что на три тысячи больше, чем в прошлом году. Удельный вес популяции детского населения составляет менее 3% (по обращаемости). Возрастной состав детей с ООП следующий: ранний возраст – менее 5% от общего количества, это порядка семи тысяч детей, дошкольный возраст – 29%, около 43 тысяч детей, и школьный возраст – почти 98 тысяч, это абсолютное большинство.

Если брать информацию по видам нарушений, то абсолютное большинство – это дети с задержкой психического развития, почти 32% от общего количества детей. Все эти дети, по словам Галии Абаевой, в подавляющем большинстве интегрированы в общеобразовательную среду. Дети с нарушениями речи – 26%, третье место занимают дети с умственной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата, примерно по 13% от общего количества выявленных детей.

Алина Альбекова

Кто получил государственные образовательные гранты в РК

Список обладателей государственных образовательных грантов опубликовала Kazpravda.kz. 

06 Август 2018 12:37 948

Напомним, в Казахстане в конкурсе на присуждение образовательных грантов принимали участие 75430 человек, в том числе 60327 человек с казахским языком обучения, 14810 – с русским языком обучения, 293 – с английским языком обучения. 

По информации пресс-службы Министерства образования РК, в текущем году увеличен объем госзаказа на 20 тысяч грантов. Из них 11 тысяч направлены на технические специальности, в том числе на подготовку специалистов в области информационных технологий, робототехники и нанотехнологий, 5000 – на другие специальности, востребованные рынком труда, 3000 направлены на подготовку магистров, 1000 – на подготовку докторов PhD. Так, количество образовательных грантов на высшее образование увеличено до 53594. 

Отмечается, что с учетом указанных приоритетов основная часть грантов (24 737) предусмотрена на технические и технологические специальности, 9 499 грантов – на педагогические, 2 785 грантов – на сельскохозяйственные и ветеринарные специальности, 2 700 грантов – на медицинские, 1 450 – на гуманитарные, 100 – права, 300 – искусств, 1 780 – социальных наук, экономики и бизнеса, 3 246 – на специальности естественных наук, 2 330 – на специальности услуги, а также 500 грантов на специальности военного дела и безопасности. 

С полным списком можно ознакомиться здесь.

Также данные можно  скачать с файлообменника.

Более 5000 абитуриентов РК желают обучаться в зарубежных вузах

22 Май 2018 17:25 867

Ежегодно количество выпускников казахстанских школ увеличивается. Об этом сообщает пресс-служба Центра международных программ.

В текущем году численность выпускников школ и колледжей выросло на 20 тыс. человек по сравнению с предыдущим годом и составило 297 тыс. человек. К 2025 году ожидается, что их количество достигнет отметки 400 тыс. человек.  

АО «Центр международных программ» (далее – центр), являясь администратором международных образовательных программ, занимается развитием человеческого капитала.

С целью обеспечения качественного зарубежного образования казахстанских граждан центром проводится работа по увеличению  образовательных грантов.

В текущем году для граждан Казахстана странами-партнерами выделено более 10 тыс. стипендий для обучения за рубежом, среди них: Венгрия, Польша, Китай, Россия, Таджикистан.

В мае текущего года по заявке акимата Шымкента представителями российских вузов были проведены вступительные экзамены среди жителей города.

По результатам приема документов на стипендиальные программы обучаться в зарубежных вузах выразили желание более 5000 абитуриентов, из которых 3000 хотят пройти обучение в России.