По словам мажилисмена от фракции Асхата Рахимжанова, для повышения эффективности использования госбюджета необходимо вовлекать больше общественности, передает inbusiness.kz.
"С недавнего времени Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета был переименован в Высшую аудиторскую палату, что предполагает не только смену названия, но и в целом переход на международные стандарты аудита. Если ранее Счетный комитет занимался только ревизорской деятельностью, осуществляя контроль и имея карательную функцию, то ее новый статус предполагает, наряду с выявлением нарушений, оказание поддержки в улучшении бизнес-процессов в государственном и квазигосударственном секторах", - заявил он.
К примеру, по его словам, на сайте ВАП нет полных отчетов, с которыми могли бы ознакомиться казахстанцы.
"Еще пять лет назад информативность этих документов была практически нулевая, что противоречит усилиям государства в создании транспарентного госаппарата. Сегодня размещаемой на сайте ВАП информации еще меньше. Казахстанцы должны знать, в каких министерствах и акиматах выявляется более всего нарушений, и данная информация должна быть предоставлена не только на уровне области, но и каждого даже самого маленького населенного пункта. Ведь когда правительство на центральном уровне докладывает, к примеру, о километрах возведенных дорог – каждый казахстанец, имея инструменты, сможет согласиться с этими фактами или опровергнуть их", - высказался депутат.
В отчете Высшей аудиторской палаты говорится, что чиновники определили для себя в нацпроектах индикаторы, комфортные в исполнении, продолжил он. В регионах в комфортной зоне исполнения 19% от общего количества индикаторов, в центральных госорганах – 11%.
"Если бы эти индикаторы обсуждались с населением и контролировались ими – доверие казахстанцев к госорганам и эффективность использования бюджетных средств можно было бы повысить. Неоднократно в заключении аудиторской палаты отмечено, что в отчетах госорганов имеется пагубная привычка подгонки целевых индикаторов, заданных в начале периода, под конечные достигнутые результаты, что позволяет делать отчеты положительными. В дальнейшем это приводит к искажению данных по освоению бюджета, т.е. при 100% выполнении плана наблюдается неосвоение финансовых средств. Предлагаем пересмотреть периодичность внесения изменений в бюджет и разрешить это делать один раз в год, в первом полугодии", - подчеркнул он.
В том числе остается открытым вопрос по закупу отечественных товаров, работ и услуг, какие госорганы чаще всего нарушают эти нормы и производителей каких стран они больше предпочитают, считает Рахимжанов.
"Да, мы много говорим о принципах Всемирной торговой организации ЕАЭС, согласно которым протекционизм со стороны государства недопустим, но в каждой стране этому вопросу уделяется первостепенное внимание. В этом вопросе также не хватает открытости. В целом, в отчетах Высшей аудиторской палаты слабо представлен анализ факторов, которые позволяют чиновникам использовать текущие лазейки законодательства для неэффективного использования средств. Нам, депутатам, эта информация была бы очень познавательна. Мы всей страной отслеживаем возросшее число дел, заведённых на чиновников по коррупционным преступлениям. Слабый контроль за использованием бюджетных средств, "фейковые" индикаторы являются "украшением" (в кавычках) представленного отчета правительства", - продолжил мажилисмен.
Например, ВАП отчитывается, что за 2022 год было выявлено нарушений на сумму 238 млрд тенге, уточнил он. В правоохранительные органы было передано 482 материала.
"Принимая отчет аудиторской палаты с такими данными, невозможно согласиться с отчетом правительства об исполнении бюджета. В вопросах эффективности исполнения бюджета нельзя не отметить и другие системные вопросы. Фракция ОСДП, принимая во внимание заключение аудиторской палаты и изученные материалы, предоставленные правительством, выступает против принятия данного отчета", - резюмировал депутат.
Читайте по теме:
Фракция ОСДП выступила против отчета правительства о бюджете