Действующий закон о госзакупках был принят в 2015 году, с успешной его реализацией по сей день. Но вместе с прогрессирующим обществом, цифровизацией и экономикой в нашей стране появилась необходимость в новом, модернизированном законе о государственных закупках. Это отметил в своем послании глава государства в сентябре 2022 года.
Похвально, что, приступая к разработке нового закона, министерство финансов пригласили к открытому обсуждению широкий круг авторитетных экспертов в области госзакупок. Кроме экспертов на совещания с мажилисменами были подключены профессиональные ассоциации. Общество внимательно следило за всеми заседаниями разработчиков и депутатов, которыми проведена огромная работа. Мы – эксперты и ассоциации, были приглашены на 34 заседания начиная с ноября 2023 года. К совещаниям подключались до 100 человек со всей страны из разных сфер. Это признак, что законопроект о госзакупках пользовался особенной популярностью и его разработка была открыта. Итоговый результат - 1 июля 2024 года Главой государства подписан новый закон Республики Казахстан "О государственных закупках".
Новый закон, отвечающий международной практике, расширяет права государственных заказчиков и организаторов по его применению. Разработан абсолютно иной подход к рассмотрению жалоб, где функции по их рассмотрению передают организаторам, которые сами будут принимать участие в обжаловании, что даст возможность вовремя исправить недочеты или ошибки. Качество организационных процессов ожидаемо возрастет, а сроки, напротив, будут сокращены, так как теперь потенциальный поставщик вправе обжаловать процедуры в течение трех рабочих дней со дня протокола итогов.
Одновременно закон повышает ответственность поставщиков, в особенности подрядчиков в сфере строительства. Один из самых сложных блоков в госзакупках – закупки строительно-монтажных работ. В новом законе мы видим новые подходы при выборе подрядчика в сфере строительства. Появилось понятие "договор о строительстве "под ключ", предметом которого являются комплексные работы по строительству объекта и введению его в эксплуатацию, включающие выполнение проектных, изыскательских, строительно-монтажных и других работ. Такой контракт объединяет в себе весь производственный цикл от инжиниринга и снабжения до самого строительства. Вслед за законом, в новых подзаконных актах мы ожидаем решения проблем с предоставлением недостоверной информации, с реорганизацией, с незаконной передачей объемов в субподряд. Ожидаем продолжения поддержки присвоения дополнительного балла поставщикам, имеющим регистрацию в административно-территориальной единице заказчика. Балл за регистрацию в области заказчика показал отличные результаты. Ожидаем продолжения борьбы с поддельным опытом работы, отсутствия материально-трудовых ресурсов по месту исполнения договора и много других.
Изучив новый закон, следует обратить внимание на то, что часть поправок направлена на поддержку малого и среднего бизнеса. Предусмотрены пункты закупа из одного источника путем приобретения товаров, являющихся предметом офтейк-контрактов. Такие контракты гарантируют производителю обеспечить загруженность и сбыт его продукции.
Впервые в истории на законодательном уровне подключается общественный мониторинг. Мониторинг будет проводиться в соответствии с механизмами, предусмотренными Законом "Об общественном контроле". В соответствии с новым законом, общественный мониторинг государственных закупок – это процесс систематического сбора, обобщения и анализа, осуществляемый посредством веб[1]портала и на основе содержащейся в нем информации о планировании, проведении, исполнении и контроле государственных закупок. Для обеспечения общественного мониторинга министерством финансов создаются условия для информационной безопасности и прозрачности всего закупочного процесса. Предоставленная прозрачность сокращает издержки мониторинга.
Поставщики всей страны с нетерпением ждут реализации единой платформы закупок, которая предоставит единую точку доступа к электронным услугам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора.
В действительности, мы находимся в начале новой серьезной реформы системы госзакупок. Для того, чтобы она оказалась успешной, важно извлечь уроки из тех просчетов, которые были выявлены в ходе реализации действующих правил, выстроенных за последнее десятилетие. Думаем, что министерство финансов совместно с АО "Центр электронных финансов (ЦЭФ)" и далее будут вести плодотворный труд по осуществлению государственных закупок. С принятием нового закона, желаем минфину и ЦЭФу продолжить успешную работу по развитию экономики, основанную на принципах добросовестной конкуренции, прозрачности процесса, оказания поддержки отечественным товаропроизводителям, и главное, недопущения коррупционных проявлений.
Доктор PhD по экономике Гаухар Амангельдиевна Копжасарова, Карагандинский университет Казпотребсоюза