Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан. Казахстан намерен участвовать в новом транспортном маршруте. Предполагается, что перевозить товары будут железнодорожным транспортом вплоть до территории Афганистана, а далее в грузовых авто. Каковы перспективы нового направления для правительства и бизнеса Казахстана? И есть ли риски? Об этом и не только в материале корреспондента Atameken Business.
Рост стоимости фрахта, кризис с перевозками по Красному морю. За последнее время транспортировка грузов морским путем – не самый привлекательный. Поэтому возникает необходимость в дополнительном, и главное – стабильном, маршруте. На запрос Atameken Business в минтранспорта ответили, для чего Казахстану нужен новый проект.
"В свете геополитических событий и переориентирования маршрутов доставки грузов, в 2022 году данный проект был включен в Дорожную карту по реализации договоренностей. Они были достигнуты по итогам переговоров между президентами РК К.Токаевым и президентом РУ Ш.Мирзиеёвым в декабре 2022 года. В целом, стоит отметить, что Казахстан заинтересован в реализации данного коридора. Это будет способствовать росту торговли и перевозкам между странами-участницами коридора", - сообщили в пресс-службе министерства транспорта РК.
Вовлечение Казахстана в подобные инициативы соответствует стратегическим интересам страны. Эксперт по логистике Лидия Пархомчик объясняет это тем, что доля транспортно-логистической отрасли в развитие ВВП государства – чуть выше 6%. Цель на ближайшие годы – повысить до 14%. Этому может способствовать и новая ж/д линия Дарбаза – Мактаарал в Туркестанской области. Ее строительство началось в прошлом году.
"Мы ожидаем, что запуск новой ж/д артерии не только разгрузит сегодняшний пункт станции Сарыагаш, через которую идет весь трафик в Ташкент, но и создаст дополнительные условия для расширения грузопотока. На первом этапе до 10, возможно до 15 млн тонн ежегодно. Сейчас в направление Узбекистана Казахстан направляет около 10 млн тонн грузооборота ежегодно", - сказала эксперт ИМЭП по логистике Лидия Пархомчик.
Причем треть груза составляет зерно. Часть трафика поступает в Афганистан – один из ключевых покупателей нашей сельхозпродукции, добавила спикер. Где именно будет пролегать коридор "Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан" на территории нашей страны - еще не известно. Однако в профильном ведомстве отметили, что перевозить товары намерены ж/д транспортом вплоть до Афганистана. Далее - автотранспортом до Пакистана. А доставка продукции разными средствами усложняет проект. Затрудняет и то, что ресурсов на прокладку железнодорожных рельсов и прочей инфраструктуры у афганской стороны крайне мало. Но это может обернуться перспективой для казахстанского бизнеса.
"Казахстанская сторона готова предоставлять ресурсы. Мы – как ресурсная база для того, чтобы подвозить материалы тому, кто будет производить стройку. Это будет выгодно и той, и нашей стране", - отметила Лидия Пархомчик.
До 2025 года нацкомпания "Казахстан темир жолы" намерена приобрести около 3 тысяч грузовых вагонов. Их будут использовать для перевозки такого сырья, как зерно и уголь. Но насколько отечественная инфраструктура готова к международному транспортному сообщению, в КТЖ пока не ответили. Нужен ли проект нашей стране? Экономист Бекнур Кисиков ответил положительно.
"Считаю, чем больше маршрутов, тем лучше. Мы как транзитная сторона, получаем дивиденды. Если поток пойдет через Пакистан, правда у него напряженные отношения с Индией. Если бы к этому проекту Индия подключилась – то вообще замечательно. Да и сам Пакистан – огромная страна, где живут 250 млн человек. Это огромный рынок. Если и Афганистан будет развиваться экономически, то это тоже почти 40 млн. Нам нужно помогать им развиваться, нам это выгодно", - сказал экономист Бекнур Кисиков.
А среди рисков маршрута "Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан" эксперт выделил геополитические и экономические. Ведь прокладывать ж/д рельсы в горной местности Афганистана – миссия непростая. Между тем представители министерств транспорта трех стран подписали меморандум в прошлом году. Детали проекта стороны намерены обсудить уже в апреле.
Читайте по теме:
Транспортный коридор из Беларуси в Пакистан через Казахстан планируют создать страны ШОС