От горничной до управляющей: как туризм стал социальным лифтом для женщин Казахстана

153

Туристическая отрасль в Казахстане является одним из самых быстро развивающихся направлений экономики. 

От горничной до управляющей: как туризм стал социальным лифтом для женщин Казахстана Фото: pixabay.com

В прошлом году, по данным Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", в туротрасль Казахстана было вложено более 777 миллиардов тенге, что на 27% больше, чем в 2023 году. Эти финансовые потоки были направлены как на модернизацию действующих, так и на создание новых объектов индустрии, что привело к росту числа рабочих мест, постоянных и высокооплачиваемых. Всё больше этих мест занимают женщины — у туризма действительно женское лицо, передает inbusiness.kz.

Почему в туриндустрии женщин больше, чем мужчин?

Туристическая деятельность изначально предоставляет большие возможности для трудоустройства женщин, даже если они не имеют базового образования в этой сфере. Например, работа горничной или официанткой может стать первой ступенью карьерного роста. Это объясняется тем, что одним из залогов успеха в туристической индустрии являются способности к коммуникации и умение наладить контакт с собеседником — качества, которые у женщин изначально выражены сильнее, чем у мужчин.

Кроме того, стремление создать комфортные и уютные условия для клиента — ещё одна сфера, где женщины, безусловно, опережают мужчин.

Помимо этого, туристическая сфера в большей степени, чем другие отрасли, предполагает возможность обучения на практике, что позволяет получить необходимый для успешной работы объём знаний, умений и навыков, даже если они не подкреплены дипломом.

Наконец, туристическая отрасль разнообразна: она объединяет более десятка различных видов деятельности, в которых требуются самые разнообразные качества, так что у человека, пробующего свои силы в этой отрасли, всегда есть возможность попробовать себя в новом качестве, формально не меняя места работы. Если добавить к этому довольно комфортные условия труда и постоянное общение с состоявшимися и успешными людьми, а также достаточную стабильность туризма как отрасли экономики, то становится ясно, почему в туристическом бизнесе женщин больше, чем мужчин.

Согласно данным Всемирной туристической организации (UNWTO), опубликованным в Глобальном отчёте о женщинах в туризме, женщины составляют, в среднем, 54% занятых в туристическом секторе, тогда как в экономике, в целом – лишь около 39%. Речь идёт о среднемировой занятости, в региональном разрезе, разумеется, этот показатель колеблется: так, доля женщин, занятых в туристической сфере на Ближнем Востоке, составляет лишь 8%, однако даже в этом регионе, где существуют всевозможные ограничения женского труда и женского предпринимательства, она неуклонно растёт.

В Евросоюзе в 2023 году доля женщин в общем количестве работников туристических отраслей достигла 57,6%, что на 21,2% выше средней занятости женщин в экономике (за исключением банковского сектора, который по гендерным показателям вполне может поспорить с туристической индустрией).

А в одном из центров мирового туризма — Турции, в последние годы наблюдается активный процесс замещения мужчин женщинами в отельном секторе. Количество занятых здесь работников увеличилось на 6,1% и достигло 1,7 миллиона человек. При этом прирост числа женщин составил 11%, то есть их доля растёт быстрее, чем появляются новые рабочие места.

Всего за три года число женщин, работающих в туристическом секторе Турции, выросло почти втрое — с 309 тысяч в 2021 году до почти миллиона сегодня.

Следует отметить, что туриндустрия демонстрирует лучшие показатели по сокращению гендерного разрыва в оплате труда: если в среднем по мировой экономике женщины зарабатывают на 16,8% меньше мужчин, то в сфере туризма — на 14,7%, и этот разрыв продолжает уменьшаться.

Кроме того, именно туриндустрия предоставляет женщинам наибольшие возможности для карьерного роста. Так, 23% министров туризма в мире — женщины, тогда как в других экономических секторах их доля не превышает 20,7%.

Как отмечают в UNWTO, туризм исторически создаёт все условия для расширения прав и возможностей женщин во всём мире. Эта отрасль обеспечивает не только достойные условия труда и возможности карьерного роста для наёмных работников, но и предоставляет гибкие механизмы развития и диверсификации бизнеса для женщин-предпринимателей. Именно такие "правила игры" чаще привлекают женщин, чем мужчин.

По прогнозам UNWTO, в будущем туристическая отрасль будет становиться всё более "женским делом".

В потоке мирового тренда

В Казахстане картина с занятостью женщин в туризме не выбивается из общемирового тренда: в стране, в целом, нет проблемы гендерного трудоустройства. По данным Бюро национальной статистики, по состоянию на IV квартал 2024 года численность рабочей силы составила 9,6 млн человек, из них 4,9 млн — мужчины, а 4,6 млн — женщины.

В сфере услуг, к которой относится и туризм, заняты около 804 тысяч казахстанок. При этом общее количество работников отрасли продолжает расти.

Согласно данным Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ), если в 2022 году в туриндустрии страны трудилось чуть более 490 тысяч человек, то к 2025 году их число увеличилось до 590 тысяч.

Более половины работников отрасли составляют женщины, и всё больше казахстанок занимают руководящие должности.

Причём это касается не только внутреннего рынка: многие, начав карьеру в Астане или Алматы, сегодня успешно работают в международных гостиничных сетях — от Ritz-Carlton до отелей в Дубае, Бахрейне и даже США.

При этом все успешные карьерные примеры в этом бизнесе связаны с работающими в отрасли социальными лифтами: начав с самой простой должности, женщина может со временем стать администратором, менеджером или даже управляющей отеля или туроператора.

Выход на внутренний рынок международных игроков в отельном и туроператорском сегментах открыл для казахстанок новые возможности профессионального роста и продолжения карьеры. Благодаря этому растёт интерес к трудоустройству в туриндустрии.

Согласно прогнозам КИСИ, к 2030 году число работников отрасли достигнет около 800 тысяч человек, при этом доля женщин превысит 50% от общей численности и, как минимум, сохранится на этом уровне.

Региональный директор офисов продаж оператора Kaztour Эльмира Косткина считает, что работа в туриндустрии на любой должности является хорошей "школой" для женщины, уроки которой она затем сможет применить в любой сфере своей деятельности.

С коллегой согласна и представитель СРО KazGuides Алтын Баймулдинова, которая много лет работает гидом в Казахстане для франкоязычных иностранных туристов, и отмечает, что в стране наблюдается острый недостаток гидов, причём не только тех, кто свободно владеет французским, немецким или китайским языками, но и англоговорящих.

И здесь, по её мнению, существует огромная ниша для подготовки гидов-женщин, поскольку женщины, в силу своей большей коммуникабельности и умения общаться, способны привлечь иностранных туристов, которые, сами побывав в Казахстане и получив высокий уровень услуг, становятся тем самым "сарафанным радио", привлекающим в страну новых интуристов.

От домохозяйки — к хозяйке гостевого дома

Традиционно считается, что одной из главных уязвимостей женщин при трудоустройстве является меньшая мобильность, по сравнению с мужчинами. Женщины менее охотно меняют место работы даже внутри одного населённого пункта, не говоря уже о переезде в другой регион. Это связано с объективными причинами. Прежде всего, с необходимостью обеспечивать стабильность в жизни детей, воспитанием и развитием которых в семье чаще занимаются именно матери.

Однако туристическая отрасль превращает эту "уязвимость" в преимущество. Оседлость и "врастание корнями" в свой регион сопровождаются глубоким знанием его истории, обычаев, ландшафта, а это именно та база, на которой можно развивать собственный туристический бизнес.

Показательный пример — село Саты в Кегенском районе Алматинской области, расположенное у озера Кольсай. Благодаря обучающим программам и поддержке местные жительницы превратили свои дома в гостевые, начали принимать туристов, готовить национальные блюда и организовывать этно-аулы. Это дало женщинам стабильный доход: сегодня село ежедневно посещают сотни туристов из разных стран мира.

"В 2020 году мы построили новый дом, а с августа этого года я начала принимать первых гостей. Работаю с туристической компанией, принимаю туристов по три раза в неделю. Стоимость стандартного номера начинается от 7 тысяч, а люкса — от 9 тысяч тенге. Ко мне приезжают не только казахстанцы, но и гости из Таиланда, Малайзии, США, Китая и Индии. Им очень интересны наша природа, культура и еда", — рассказывает местная жительница Карлыгаш Баймухамбетова.

Туристическая инфраструктура Саты начиналась с 80 гостевых домов, а сегодня их уже более двухсот. И приезжают туристы сюда не только ради природных красот — в 15–20 минутах находится национальный парк "Көлсай көлдері", — но и ради домашнего уюта и национальной кухни. Баурсаки, бешбармак и куырдак стали настоящими "хитами" гастрономического спроса у иностранцев.

Женщины Саты получили возможность зарабатывать на любимом деле, развивая при этом и свои лингвистические навыки. С недавних пор жители активно изучают английский язык, чтобы свободно общаться с иностранными гостями. Для туристов устранение языкового барьера становится ещё одним поводом возвращаться в Алматинскую область снова и снова.

Международная практика показывает, что такой же сценарий ждет каждый новый туристический объект - вокруг него начнется развитие, вырастет малый бизнес, местные жители получат возможность достойно зарабатывать и развиваться, практически не выходя из дома. Поэтому сегодня так важно не останавливаться на достигнутом и поддерживать любые начинания в развитии туризма в Казахстане.

Читайте по теме:

Туристический бум в Алматы: кто и где тратит больше всего

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться