Для предотвращения "серого импорта" пшеницы с соседних стран, были приняты меры по ограничению импорта пшеницы, в первую очередь автомобильным транспортом, сообщает inbusiness.kz.
Как отметил вице-министр сельского хозяйства РК Ербол Тасжуреков на брифинге в СЦК, введенный запрет имеет временный характер, принят на шесть месяцев. При этом не устанавливаются никакие ограничения на поставку зерна железнодорожным транспортом с уплатой всех положенных налогов и сборов.
"В "серый импорт" пшеницы как правило вовлечены именно приграничные регионы страны. В текущем маркетинговом сезоне активный ввоз нелегальной пшеницы наблюдается со стороны таких регионов, граничащих с РФ, как Павлодарская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области. В течение последних нескольких лет Павлодарская область является "лидером" по приему и транзиту нелегального зерна. Так, департаментом Агентства по финансовому мониторингу по Павлодарской области было установлено, что одно из ТОО в период 2021-2022 гг. экспортировало в Узбекистан, Афганистан и Таджикистан контрабандное зерно в объеме 8,3 тыс. тонн на сумму более 1 млрд тенге", – отметил спикер.
По Павлодарской области при среднем валовом сборе урожая зерновых – 913,5 тыс. тонн, экспорт зерна и муки в з.э. и перемещение внутри страны за 2022 год только железнодорожным транспортом составил 977,1 тыс. тонн (107%). Помимо этого, здесь не учитываются внутреннее потребление областей на продовольственные, фуражные и семенные цели.
По данным КазНИИ, при импорте из Российской Федерации стоимость зерна значительно занижается. В 2022 году средняя цена составила 69 тыс. тенге за тонну при рыночных ценах в 120-140 тыс. тенге за тонну.