Об этом на конференции Eurasian Agricom сказал Алихан Талгатбек, президент Союза зернопереработчиков Казахстана, передает inbusiness.kz со ссылкой на ElDala.kz.
"Поступление "серого" зерна из России вносит хаос на рынок с ценообразованием и учётом объемов, - отметил Алихан Талгатбек. – По нашим оценкам, каждый день от 10 до 20 тыс. тонн пшеницы из России заходит в Казахстан автотранспортом. Большая часть из этого объема – контрабанда. То есть, в месяц это, в среднем, 450 тыс. тонн. Плюс, 70 тыс. тонн российской пшеницы за месяц заходит в Казахстан по железной дороге. А официально статистика говорит о поставках 150 тыс. тонн. То есть, статистика не учитывает 370 тыс. тонн ежемесячных поступлений зерна на наш рынок. Это колоссальный объем, с учетом того, что Казахстан за месяц экспортирует 600 тыс. тонн. То есть, более половины нашего экспорта сегодня – это реэкспорт контрабандной российской пшеницы. Поэтому мы видим такое сильное влияние на цену казахстанской пшеницы. Почему-то наши традиционные покупатели, узбеки и афганцы, теперь начали смотреть на курс рубля, исходя из него ломают цену на станции Сарыагаш. И никому из них не интересно, по чем зерно продают наш, казахстанские крестьяне".
Контрабанда зерна мешает работать честным производителям муки и трейдерам, торгующим казахстанской пшеницеq, поскольку они оказываются в неравных условиях с теми, кто перерабатывает, либо реэкспоритрует "серое" зерно. А падение цен на внутреннем рынке снижает рентабельность фермеров.
Отметим, что цены на пшеницу в Казахстане стремительно снижаются. По последним данным трейдеров, за тонну пшеницы на станции Сарыагаш покупатели из Средней Азии уже не хотят платить даже 260 долларов, а пытаются сбить цену ниже. Трейдеры предсказывают падение до уровня 240-250 долларов за тонну. Осенью прошлого года тонна пшеницы на экспорт уходила по 310-315 долларов.
Отметим, что Межведомственная комиссия правительства Казахстана на заседании 15 марта оставила для дальнейшего обсуждения вопрос о введении запрета на ввоз российского зерна автотранспортом. Отмечено, проблема требует детального изучения. Ранее, 14 марта, это предложение прозвучало со стороны отраслевых ассоциаций на заседании с участием Серика Жумангарина, вице-премьера-министра торговли и интреграции РК.