Почему от реализации госпрограммы по индустриально-инновационному развитию нет эффекта, рассказала Наталья Годунова

456

В ответе на запрос депутатов обозначены три главных причины. 

Почему от реализации госпрограммы по индустриально-инновационному развитию нет эффекта, рассказала Наталья Годунова Фото: pixabay.com

Высшая аудиторская палата провела аудит эффективности госпрограммы и дала промежуточную оценку реализации проектов, включенных в республиканскую и региональные карты индустриализации. Есть положительный эффект, но установлены системные недостатки и нарушения, влияющие на дальнейшее развитие индустриально-инновационной политики, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

В ответе первым недостатком Наталья Годунова отметила неэффективность реализации проектов Карты. С 2004 по 2021 годы в Казахстане были разработаны несколько стратегических документов в сфере индустриально-инновационного развития. Но по их исполнению не был проведен анализ итогов, а реализация программ не доведена до логического завершения.

"Одной из основных целей вышеуказанных документов являлось стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Однако, доля обрабатывающей промышленности в ВВП страны за последние 10 лет практически не имеет положительного роста (2010 год – 11,3%, 2014 год -10,2%, 2019 год -11,4%)", - пояснила председатель палаты.

В качестве примера, она привела необеспечение ввода в эксплуатацию в 2021 году четырех якорных проектов, включенных в республиканскую Карту индустриализации. На региональном уровне, из охваченных аудитом трех регионов, были выявлены 18 проблемных проектов: в Акмолинской области - простаивают 6 инвестпроектов, введенных в эксплуатацию. В Карагандинской области три проекта оказались убыточными и были закрыты несмотря на оказанные меры господдержки. В Северо-Казахстанской области 9 проектов простаивают, одно предприятие закрыто.

"Кроме того, в результате некачественного планирования, по отдельным, ранее введенным в эксплуатацию проектам, отмечена низкая производственная загруженность, которая составляет от 1% до 30% от проектной мощности, несмотря на оказанные меры господдержки. Также, в части расчета потребности в планируемых проектах отмечена недостаточная аналитическая работа уполномоченного органа и местных исполнительных органов", - отметила Наталья Годунова.

Аудитор добавила, что для импортозамещения продукции и реализации экспортного потенциала в 2023-2024 годах запланирован запуск трех проектов по производству кальцинированной соды общей мощностью 900 тыс. тонн. Вместе с тем, внутреннее потребление кальцинированной соды в стране составляет около 350 тыс. тонн. Таким образом, запуск еще двух проектов даже с учетом экспортного потенциала, несет риски профицита производства.

Второй ошибкой аудитор назвала не соблюдение баланса финансирования между бюджетными и привлеченными рыночными средствами через Холдинг Байтерек и Банк развития Казахстана, которые должны выделяться в равных долях. Третья ошибка - не всегда эффективная работа ответственных государственных органов. Неоднократная передача компетенции контроля исполнения индустриально-инновационных программ между ведомствами министерств, оказала негативное влияние на выполнение проектов Карты.

"Аудит показал, что министерством индустрии и инфраструктурного развития не разработана информационно-аналитическая программа мониторинга реализации проектов Карты, что привело к отсутствию контроля. Министерство национальной экономики не владеет достоверной информацией о реализации проектов в регионах, что подтверждается сведениями, полученными непосредственно на местах. Как следствие, данная ситуация не позволила определить реальную эффективность исполнения Карты (объем налогов, рабочие места, объем экспорта и другие показатели социально-экономического развития)", - подвела итог председатель высшей аудиторской палаты.

Ранее сообщалось, что госаудит Казахстана направляют на функционеров ГПИИР. Индустриальное развитие РК движется с серьезными пробуксовками. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться