В акимате Костаная настаивают на том, что по условиям договора на обслуживание городских автобусных маршрутов они не могут пролонгировать договоры с действующими перевозчиками. Причина в том, что те не выполнили условия по обновлению автопарка, передает inbusiness.kz. Но предприниматели просто физически не могут купить новую технику.
Проект по обновлению городского автобусного автопарка начали реализовывать еще в 2021 году. Тестовые машины перевозчики, а это шесть частных компаний, получили летом того же года. Уже в конце 2021-го на линии вышло 50 новых машин.
Первый же год работы показал, что акимат не может выплачивать полный объем субсидий, полагаемых за обслуживание социально-значимых маршрутов, а у перевозчиков зрели сомнения в том, что приобретенная СПК "Тобол" техника в итоге достанется именно им. Свои опасения костанайские компании впервые публично озвучили в конце 2022 года, однако вопрос до сих пор не решен. Более того, в начале года власти Костаная озвучили обновленные условия выплаты субсидий.
Вопрос в очередной раз вынесли на обсуждение комитета по вопросам транспорта регионального совета областной палаты предпринимателей. Пригласили на встречу и специалистов акимата, и самих перевозчиков.
"Мы должны в этом году купить новые автобусы, - пояснил представитель ТОО "TTS", - написал в акимат, что банк требует документ о том, что я будут работать в течение всего срока кредитования, то есть семь лет. А у меня через три месяца срок договора истекает. Договора на перевозки нет, кредит банк не дает, а я уже 40 млн тенге внес первоначального взноса заводу, чтобы мне начали делать эти автобусы. Они их производят в течение полугода. Все костанайские перевозчики не могут выполнить условия для пролонгации договоров на обслуживание городских маршрутов из-за невозможности повысить процент обновления парка. Специалисты отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог акимата Костаная в ответ на это говорят лишь о том, что пока условия не будут выполнить, пролонгировать договоры они не смогут".
"Замкнутый круг", - сетуют предприниматели.
Звучит предложение приходить на конкурс, который скоро объявят. Однако в палате предпринимателей считают, что нынешние компании должны иметь преимущество перед другими участниками конкурсов. Ведь машины у нынешних участников программы по обновлению автопарка могут забрать, если за них нечем будет платить. Техника даже не стоит на балансе предприятий. Она принадлежит СПК "Тобол".
В этом году по договоренности с властями перевозчики должны быть на шестерых приобрести еще 50 автобусов. Но пока из-за сложившихся трудностей процесс идет со скрипом.
"Если не учитывать 50 приобретенных машин, средний возраст подвижного состава Костаная превышает 30 лет. Сфера пассажирских перевозок организована самим государством. Все перевозчики являются стороной договора. Он стандартный, разработан и утвержден комитетом транспорта. По его условиям в случае изменения цен на то же дизтопливо на 10% комиссия заседает и либо увеличивает тариф, либо субсидирует маршрут. Но перевозчики работали почти до 20 лет без субсидий. Было бы своевременное субсидирование, не было бы этого вопроса", - высказал свою позицию президент АЮЛ "Автомобильный Конвент Казахстана" Марат Беркалиев.
Специалист уверен, что власти должны найти выход и не выдавливать с рынка компании, которые уже включились в программу обновления автопарка.
Сегодня, по данным, озвученным в рамках встречи, расчетный тариф в Костанае составляет более 300 тенге. Фактический — 170 тенге при оплате наличными и 100 тенге — безналичным расчетом.
Читайте по теме:
Только 40 процентов костанайских автобусов адаптированы под инвалидов