Автономный подводный робот впервые в истории отправился в кругосветное путешествие. Ранним утром 10 октября со стартовой площадки океанографического института Вудс-Хоул в Массачусетсе был запущен самоглайдер Slocum Sentinel Glider, получивший имя Redwing. Робот начнет свой маршрут, следуя течению Гольфстрима через Атлантический океан, передает inbusiness.kz со ссылкой на Ifl Science.
Как отметили исследователи, маршрут Redwing повторяет путь экспедиции Магеллана 1519–1522 годов — первого известного плавания вокруг Земли. Тогда суда отправились из Испании, прошли Канарские острова, пересекли Атлантику, достигли Южной Америки, прошли через Магелланов пролив, пересекли Тихий океан, достигли Филиппин и островов Молуккских пряностей, а затем вернулись в Испанию, огибая мыс Доброй Надежды.
"Первой крупной остановкой Redwing станет Гран-Канария в составе Канарских островов, после чего он направится к мысу Доброй Надежды в Южной Африке. Затем глайдер пересечет Индийский океан, достигнет западного побережья Австралии и продолжит путь к Новой Зеландии. После этого его курс пройдет по течению Антарктического циркумполярного потока под южной оконечностью Южной Америки до Фолклендских островов. Далее возможны остановки в Бразилии и Карибском регионе, после чего аппарат вернется к восточному побережью США", - рассказали авторы эксперимента.
Общая протяженность маршрута составит около 73 тысяч километров, или примерно 45 тысяч миль. Ожидается, что путешествие займет более пяти лет при средней скорости 0,75 узла.
Redwing, разработанный компанией Teledyne Marine совместно с Рутгерским университетом в Нью-Брансуике, представляет новое поколение океанических роботов. Его называют "самым совершенным коммерческим подводным глайдером в истории". Аппарат способен проходить огромные расстояния, используя минимальное количество энергии.
В отличие от традиционных подлодок, Redwing не полагается полностью на двигатели и винты. Он перемещается за счет изменения плавучести и силы тяжести, фактически "серфит" по океанским течениям, а не сопротивляется им. Меняя давление внутри корпуса, глайдер медленно и плавно выполняет пикирования и подъемы.
Тем не менее, на борту установлена система с двумя двигателями, включая винт, чтобы аппарат мог преодолевать сильные течения. Все системы питаются от литиевых аккумуляторов, которые обеспечивают работу высокотехнологичного оборудования.
В течение всего маршрута Redwing будет собирать непрерывные данные о солености, глубине и температуре воды. Ученые отмечают, что это поможет создать "трехмерное представление об океане". Сведения, полученные глайдером, позволят улучшить прогнозы образования ураганов, понять, как климатические изменения влияют на океанические системы, и оценить состояние морских экосистем.
Каждые восемь–двенадцать часов аппарат будет подниматься на поверхность, чтобы передавать данные через спутник в режиме реального времени. Также он оснащен системой слежения за рыбами, способной фиксировать теги на морских животных, что даст ученым уникальную возможность наблюдать за их миграциями на больших расстояниях.
Миссия имеет и образовательную цель: десятки студентов смогут наблюдать за продвижением глайдера и анализировать поступающие данные.
"Это исторический момент для океанической науки, — заявил со-лидер миссии, профессор Скотт Гленн из департамента морских и прибрежных наук Рутгерского университета. — Мы запускаем робота, который пройдет по всем океанам мира, собирая данные. И мы делаем это вместе со студентами, преподавателями и международными партнерами на каждом этапе пути".
Однако исследователям предстоит столкнуться с рядом сложностей. За пять лет Redwing должен будет избегать рыболовных сетей, проходить через оживленные морские маршруты и выдерживать суровые погодные условия. Успех экспедиции не гарантирован, но команда уверена в своих знаниях и в надежности технологии.
Читайте по теме:
Судоходство готовят к глобальному налогу на углерод