По словам мажилисвумен Ажар Сагындыковой, в Казахстане наблюдается нехватка полувагонов для обеспечения казахстанцев коммунально-бытовым углем, передает Inbusiness.kz.
"Только по данным компаний-недропользователей из Карагандинской области, ТОО "Разрез Кузнецкий" и ТОО Sat Komir, для перевозки угля выделяется лишь 22% полувагонов от фактической потребности. Это препятствует оперативному и качественному снабжению казахстанцев социальным видом топлива. По нашим сведениям, в Казахстане лишь два крупных оператора подвижного парка: АО "Қазтеміртранс" и ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки", которые являются дочерними компаниями национального железнодорожного перевозчика – АО "Қазақстан темір жолы", - сказала она.
На балансе АО "Казтемиртранс" находится около 40 тысяч грузовых вагонов, добавила депутат.
"При этом каждую осень в регионах наблюдается ажиотажный спрос на уголь, акиматам регионов приходится в ручном режиме регулировать поставки угля. Основные планы на перевозку по территории РК утверждаются с корректировкой 50%, но и этот объем "Казтемиртранс" не обеспечивает. Так, за первое полугодие 2023 года подано на согласование 2200, но утверждено 1140 полувагона. Фактически подано и отгружено 203 полувагона, или 22,5% от потребности. Причины перебоев с углём связаны с несвоевременной поставкой вагонов на разрезы и отставанием от графика отгрузки для граждан страны", - пояснила она.
Уже несколько лет наблюдается почти во всех регионах растущие очереди за углем, порой заканчивающиеся драками и конфликтами, продолжила Сагындыкова.
"Спекулянты используют этот момент для необоснованного роста цен на "черное золото". При этом, страдают чаще все люди нуждающиеся в особом отношении государства – это пенсионеры, многодетные семьи, люди с особыми потребностями и многие другие. В свою очередь АО "КТЖ-грузовые перевозки" постоянно утверждает, что подвижной парк достаточен для выполнения плана перевозок в полном объеме при соблюдении равномерной и ритмичной погрузки. Наступает на пятки новый отопительный сезон и мы уже ощущаем приближающийся коллапс", - подчеркнула она.
В этой связи, мажилисвумен предлагает: Обеспечить равные условия для всех предприятий, нуждающихся в вагонах для перевозки коммунально-бытового угля. Провести прокурорскую проверку деятельности Акционерное общество "Национальная компания Қазақстан темір жолы".
Читайте по теме:
Несогласованные планы перевозки в КТЖ остановили работу костанайского завода