Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) надеется, что до конца года Казахстан и РФ подпишут межправительственное соглашение, гарантирующее долгосрочный транзит казахстанских грузов через территорию России, включая перевозку по железной дороге и перевалку через конкретные морские порты, сообщила пресс-служба АГМП, пишет "Интерфакс-Казахстан".
В АГМП напомнили, что правительство РФ 20 октября утвердило правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах.
Следующим шагом в достижении договоренностей предполагается заключение межправительственного соглашения, предусматривающего гарантированный объем перевалки грузов, отметили в отраслевой ассоциации.
"Возможно, межправительственное соглашение будет подписано до конца текущего года и с января 2018 года вступит в силу", – сказал глава АГМП Николай Радостовец, слова которого приводятся в сообщении.
Между тем это соглашение не предполагает предоставление приоритетов для каких-либо стран, а создаст базу для развития интеграционных процессов и формирования единого рынка внутри ЕАЭС, уточнили в АГМП.
"Каждое из таких соглашений, заключаемое на принципах равного недискриминационного доступа, позволит закрепить параметры перевалки грузов в морских портах РФ грузоотправителей из других стран ЕАЭС. Соглашение – это документ не одного дня, поэтому, на наш взгляд, оно должно быть скреплено подписями на уровне премьер-министров, чтобы у сторон не было возможности вносить в него коррективы и менять транспортную политику по конкретным объемам грузов", – считает исполнительный директор АГМП.
Вместе с тем почти сразу после принятия российской стороной правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах ассоциация морских торговых портов РФ выступила с предложением об исключении портов из перечня регулируемых государством субъектов естественных монополий.
"АГМП считает такую постановку вопроса некорректной, поскольку в таком случае утвержденные правила и условия межправсоглашения не будут распространяться на порты, и вся проделанная работа будет нивелирована одним таким решением. Поэтому АГМП обратилась в коллегию Евразийской экономической комиссии с просьбой о недопущении подобной ситуации, создающей искусственные преграды на пути казахстанского экспорта. Тем более что обеспечение равного доступа к услугам инфраструктурных (естественных) монополий, в том числе к услугам в морских портах – один из базовых принципов договора о Евразийском экономическом союзе", – полагает Николай Радостовец.
"Принятие правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах вселяет надежду, что в ближайшее время они будут подкреплены межправительственным соглашением о сотрудничестве в области транспортировки грузов через территорию РФ в третьи страны, гарантирующим осуществление долгосрочного транзита казахстанских грузов через территорию России, включая перевозку по железной дороге и перевалку через конкретные морские порты в согласованном количестве", – подчеркивается в сообщении.
Как сообщалось, Казахстан разработал проект межправительственного соглашения о сотрудничестве по перевозке и перевалке казахстанского угля через порты РФ.
Планируемый экспорт казахстанского угля через порты РФ в третьи страны составит порядка 14 млн тонн в год.
Проект соглашения в настоящее время разработан и направлен на согласование российской стороне.