В Казахстане в этом году цены на школьные принадлежности ощутимо подскочили, однако рост остался в рамках прошлого года - в пределах 10-14%, передает inbusiness.kz cо ссылкой на finprom.kz.
По данным бюро нацстатистики АСПиР РК, стоимость детской одежды в июне и июле 2025 года увеличилась на 9,8% по сравнению с началом лета 2024 года. Обувь для школьников подорожала еще заметнее — на 13,5%-13,6%. В то же время, канцелярские товары выросли в цене лишь на 2,9%.
Чтобы выяснить, сколько необходимо потратить родителям на подготовку, мы провели анализ цен в сетевых магазинах и на онлайн-площадках. Выяснилось, что покупки в офлайн-магазинах оказываются более выгодными.
Общая сумма на необходимые школьные товары для девочек в крупных офлайн-магазинах составила 112 тыс. тг. В то время как аналогичная корзина товаров на крупных маркетплейсах обошлась в 122,6 тыс. тг. Основными затратами стали предметы одежды - блузки, сарафан, брюки и спортивный костюм. Также значительную долю бюджета заняла покупка школьного рюкзака с ортопедической спинкой стоимостью до 11 тыс. тенге. На маркетплейсах можно найти более дорогие варианты с индивидуальным дизайном, цена на которые может достигать 1,5 млн тенге.
Для мальчиков подготовка обойдется немного дороже. В сетевом магазине все необходимые товары можно приобрести за 119,7 тыс. тенге, а на маркетплейсах - за 143,2 тыс. тенге. Разница в цене объясняется необходимостью покупки пиджака, который стоит от 18 тыс. до 23 тыс. тенге. Однако во многих школах пиджак не является обязательным элементом дресс-кода - достаточно жилета.
Таким образом, общие затраты на подготовку к школе варьируются от 112 тыс. до 143 тыс. тенге. К этой сумме стоит добавить около 5 тыс. тг на букет учителю к 1 сентября и неопределенную сумму взноса в фонд класса, которую традиционно собирает родительский комитет.
В отличие от прошлого лета, большинство товаров на крупных онлайн-платформах значительно дороже, чем в розничных сетях. Эта тенденция совпадает с увеличением доли электронной коммерции в общей структуре торговли Казахстана, которая по итогам прошлого года составила более 14% от общего объема.
Казахстанцы все активнее обращаются к маркетплейсам для покупок, что приводит к увеличению расходов. Объем продаж детских товаров через онлайн-площадки в прошлом году достиг 79,4 млрд тенге, что на 34,7% больше по сравнению с 2023 годом. Продажи одежды, обуви и спортивных товаров для всех возрастов увеличились в четыре раза, составив 277,4 млрд тенге, а продажи канцтоваров продемонстрировали двукратный рост.
Однако производство основных товаров для школы остается сосредоточенным за пределами Казахстана. По данным "Qazindustry", доля отечественных производителей легкой промышленности на внутреннем рынке с января по май текущего года составила лишь 6,2%. Основную потребность казахстанцев в одежде и обуви, включая детскую, удовлетворяют зарубежные поставщики, среди которых лидируют Китай, Россия и Турция.
Согласно таможенной статистике бюро нацстатистики, Китай продолжает занимать ведущие позиции на казахстанском рынке легкой промышленности. В частности, в категории трикотажных костюмов для мужчин и мальчиков его доля составляет 39%, а для женщин и девочек - 39,3%. Канцтовары также преимущественно импортируются из Китая, его доля достигает 59,2%. В то же время поставки тетрадей в Казахстан в основном осуществляются из России, где доля составляет 39,2%.
Читайте по теме:
Казахстанцы требуют отменить школьную форму