Как только первые релоканты из России хлынули в Казахстан, высказывались опасения, что это создаст конкуренцию на местном рынке. Сегодня российский бизнес уезжает в поисках новых возможностей, сообщает inbusiness.kz. Причем, данная тенденция отмечается не только в нашей стране, но и в Кыргызстане.
Дешево и сердито
Два года назад в Казахстан и Кыргызстан хлынула волна предпринимателей из России, которые начали массово релоцировать свой бизнес. Консалтинговые компании развернули активную работу по сопровождению переездов под слоганом: "Казахстан — лучшая офшорная зона". По данным Taspanews.kz, услуга за переезд бизнеса в Кыргызстан оценивалась от 1250 евро, в Казахстан – немного дороже. Для примера, ценник за те же услуги для релокация бизнеса в ОАЭ начинался от 12 500 евро, в Сингапур — от 6 тыс. евро.
Главным "плюсом" Кыргызстана называлось наличие свободных экономических зон (СЭЗ) с налоговыми льготами, парк высоких технологий, что интересовало айтишников, составлявших удельную долю в переезжающем российском бизнесе. Список "плюшек" в Казахстане тоже был внушительным. Первое место среди представителей СНГ в рейтинге ведения бизнеса от Всемирного банка обеспечило высокий интерес к Астане и Алматы. Высокий уровень цифровизации и инвестиционный климат.
Самое главное, коли речь идет о бизнесе, обе страны продемонстрировали гибкость во всех смыслах. Российские бизнесмены стремительно открывали компании, в том числе, "виртуально", когда бизнес физически мог оставаться в РФ, а юридически — в новой стране.
Почему пакуют чемоданы?
В августе 2024 года ситуация начала меняться, российские компании стали покидать насиженные места. Согласно данным бюро национальной статистики РК, в августе впервые произошло уменьшение количества зарегистрированных лиц с собственниками из России: из 23 670 компаний, 13 выехали. Осенняя статистика может быть более провальной. Причем, такая же ситуация и в Кыргызстане.
Причин несколько. Так, в Кыргызстане на правительственном уровне приняли решение ограничить транзитные сделки. Появилось требование доказать, что деньги не просто так перекачивают из одной страны в другую, а существует реальный товар, который прибывает на склады в Кыргызстан. Российский бизнес такая ситуация не устроила. Национальный банк Кыргызстана пока ввел запрет на год. Но при этом будут исключения для некоторых уполномоченных госкомпаний, которые определит правительство. В чатах обсуждают, во сколько может обойтись попадание в реестр "особенных компаний".
Что касается оттока российского бизнеса из Казахстана, то по словам анонимного источника в международной консалтинговой компании, пока не была накалена обстановка из-за очередной угрозы по пакету санкций, то там лояльно относятся к российскому бизнесу, но когда ситуация меняется, то они все блокируют, останавливают. Среди "минусов" указываются: увеличение сроков регистрации бизнеса и ужесточение требований со стороны банков.
Перевалочная база
Что касается мнения самого российского бизнеса, то в интервью Taspanews.kz была высказано, пожалуй, главная мысль: мы просто выросли и хотим развиваться дальше.
"В Казахстане нам нравится многое, но перспективы для укрупнения бизнеса мы видим в ОАЭ", – пояснил предприниматель Дмитрий Грачов.
Данная история, скорее, закономерна. Пока все было горячо, бизнес устраивала локация, но по прошествии времени взгляд упал на более "дорогие юрисдикции". Два года назад в страны Центральной Азии приехал мелкий и средний бизнес, который, на тот момент, не мог позволить себе релоцироваться в такие страны, как ОАЭ, Турция, Португалия. Чтобы начать бизнес в Дубае, потребуется несколько сотен тысяч долларов. Для открытия счета необходим солидный депозит, который может составлять 100 тыс. долларов,регистрация компании от 20 тыс. долларов и выше. Чтобы открыть бизнес в Турции, необходимо купить готовое предприятие либо создавать свое после получения ВНЖ. Еще вариант – покупка недвижимости, что тоже не дешево. За эти два года российский бизнес заработал и может двигаться дальше.
Обоюдный опыт
В Казахстане были созданы все условия для работы и заработка. Рынок услуг оказался главным "хлебным местом" для релокантов: неорганизованный, стихийный, представленный в большинстве своем самозанятыми, которые умеют хорошо ремонтировать, устанавливать, убирать, но при этом слабо разбираются в маркетинге и рекламе. Российские айтишники сразу объединили разнорабочих в компании, создали call-центры, автоматизировали процессы и начали массированную рекламу. Условия найма местных специалистов были просты: 50 на 50. На площадках с размещением объявлений об услугах появились профессионально подобранные картинки с эффективными слоганами про работу 24 часа в сутки, высокий КПД и гарантию на 5 лет. И вот теперь они уезжают. Впрочем, надо признать, что в итоге выиграли обе стороны: россияне заработали, а казахстанцы получил свою пользу в виде скромных налогов и мастер-класса, как можно делать деньги практически на ровном месте.
Читать по теме:
Придет ли российский бизнес в Казахстан?
Токаев пригласил российский бизнес к участию в новых проектах