По информации профильного департамента, за 9 месяцев 2024 года в ведомстве рассмотрели 965 обращений, касающихся нарушений прав потребителей, сообщает inbusiness.kz.
Из рассмотренных департаментом 965 обращений зарегистрировано по следующим отраслям:
- розничная торговля – 421 обращение (43,63%);
- электронная торговля – 210 обращений (21,76%);
- бытовые услуги – 117 обращений (12,12%);
- жилищно-коммунальное хозяйство – 71 обращение (7,36%);
- остальные 146 обращений (21,01% ) приходится на транспортные, туристические услуги, финансы, общественное питание, связь, медицину, образовательные услуги.
В результате рассмотрения обращений, поступивших в департамент, 592 (61,35%) решены удовлетворительно, по 228 (23,63%), потребителям даны разъяснения и оказаны правовая помощь. 139 (14,4%) обращений потребителей перенаправлены в соответствующие государственные учреждения в соответствии с их компетенцией.
Профильным департаментом с начала года в сфере защиты прав потребителей было привлечено к административной ответственности 37 субъектов среднего и малого бизнеса, с вынесением предупреждений и штрафов.
"Представленная динамика обращений потребителей показывают не только о росте нарушений прав потребителей, но и о повышении потребительской взыскательности и культуры. При этом следует понимать, что количество жалоб потребителей не отражает фактическое состояние взаимоотношений "потребители – бизнес", так как в силу субъективных причин пока еще не все граждане, чьи права и законные интересы нарушены, обращаются в госорганы", - комментирует главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Гульзада Алматбаева.
По ее словам, высокая потребительская культура позволит показать реальную картину потребительского настроения на внутреннем рынке страны, в том числе о подлинной ситуации заполнения субъектами рынка некачественными товарами и услугами.
Факты нарушения прав потребителей, с которыми сталкиваются ежедневно: это продажа некачественного товара; отказ в возврате и обмене товара законом в установленный срок в течение 14 дней; не предоставление информации о продавце, уполномоченном органе, о правах потребителя; не предоставление документов, подтверждающих факт приобретения товара и другие.
Основными причинами нарушения законных интересов и прав потребителей остается:
- неисполнение продавцами (изготовителями, исполнителями) своих обязанностей в соответствии с требованиями законодательства;
- ненадлежащее знание потребителями региона своих прав.
По итогам 9 месяцев этого года потребителям региона возмещен ущерб на сумму 116,9 млн тенге.
Ранее inbusiness.kz сообщал, что актюбинским потребителям за 8 месяцев этого года возмещен ущерб на 114 млн тенге.