Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочные корпоративные рейтинги по международной шкале нацкомпании "КазМунайГаз" (КМГ) с "ВВ-" до "ВВ" со "Стабильным" прогнозом, говорится в сообщении агентства.
Рейтинг по национальной шкале повышен с "kzА" до "kzA+".
"Повышение рейтингов КМГ отражает наше мнение о том, что в 2019-2020 годах финансовые показатели компании улучшатся: при этом коэффициент "FFO / скорректированный долг" КМГ превысит 20%, а значение FOCF будет положительным, что будет обусловлено благоприятными ценами на нефть, планами компании по увеличению экспортных поставок газа в Китай, мерами по оптимизации издержек, стабилизацией капитальных расходов, а также централизацией денежных средств КМГ вследствие усиления централизации группы и взвешенной политики ее руководства в отношении управления ликвидностью. Как следствие, мы повышаем нашу оценку характеристик собственной кредитоспособности компании (stand-alone credit profile — SACP) с "b" (ранее) до "b+", - отмечается в пресс-релизе.
Прогноз "Стабильный" по рейтингам КМГ отражает мнение агентства о том, что неопределенность в отношении финансовой политики компании едва ли прояснится в ближайшие 12 месяцев, а запланированное IPO (размещение миноритарной доли акций) вряд ли изменит точку зрения S&P относительно "высокой" вероятности предоставления экстраординарной поддержки КМГ со стороны государства.
Аналитики агентства ожидают, что в 2019-2020 годах скорректированный аналитиками S&P показатель EBITDA компании превысит $3 млрд вследствие благоприятных цен на нефть, увеличения экспортных поставок газа в Китай, мер по оптимизации расходов и ежегодных дивидендов от всех совместных предприятий в размере $0,5-0,6 млрд.
"Вместе с тем мы считаем, что объем капитальных расходов сократится примерно до $1,3 млрд в 2018 году и $1,1 млрд в 2019-2021 годах — после завершения ключевых капитальных проектов (модернизация нефтеперерабатывающих заводов в Павлодаре и Атырау в 2017 году, а также нефтеперерабатывающего завода в Шымкенте в 2018 году) (...)В соответствии с нашим базовым сценарием мы ожидаем, что КМГ будет выплачивать лишь небольшие дивиденды и предоставлять лишь ограниченные объемы займов своему прямому собственнику, контролируемому государством АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" — после рефинансирования долга на уровне материнской компании в 2018 году и получения долгового финансирования для ее крупнейших капитальных проектов — газопроводов United Chemical и Сарыарка.
В S&P считают, что средняя производительность Кашаганского нефтяного месторождения в первом полугодии 2018 году — 270 тыс. б.н.э./сутки — позволяет генерировать денежный поток, достаточный для покрытия своих операционных и капитальных расходов. Как следствие, фонд "Самрук-Казына" не нуждается в новых крупных кредитах от КМГ для покрытия расходов, связанных с его долей в Кашагане, как это было ранее.
"Мы считаем, что КМГ может использовать бóльшую часть консолидированных средств на балансе для обслуживания долга на уровне материнской компании благодаря выкупу АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" (РД КМГ) акций у миноритарных акционеров, происходящей централизации группы и взвешенной политике его руководства в отношении управления ликвидностью. Выкуп акций у миноритарных акционеров "ключевой" дочерней компанией КМГ — РД КМГ — приблизительно за $2 млрд в начале 2018 года позволил группе получить доступ к средствам на балансе РД КМГ ($2,3 млрд по состоянию на 30 июня 2018 года), которые теперь доступны для обслуживания долга на уровне материнской компании. Насколько мы понимаем, КМГ намерен стать в большей степени операционной, а не холдинговой компанией, при этом РД КМГ, нефтеперерабатывающие и сбытовые дочерние компании находятся в процессе объединения с материнской структурой", - отмечается в сообщении.
По информации S&P, КМГ держит значительную часть денежных средств на балансе в зарубежных банках и крупнейшем банке Казахстана — АО "Народный Банк Казахстана". Перед выкупом акций РД КМГ в конце 2017 года агентство вычитало из объема скорректированного долга лишь около $3 млрд денежных средств, которые материнская компания размещала в зарубежных банках. По состоянию на 30 июня 2018 года из совокупных денежных средств группы в размере $6,9 млрд лишь около $1,5 млрд было недоступно для обслуживания долга на уровне материнской компании в срочном порядке, и S&P вычитает оставшуюся часть при расчете скорректированного долга. В целом агентство ожидает, что скорректированный долг сократится до уровня менее $11 млрд к концу 2018 года (по сравнению с $13,3 млрд в конце 2017 года).
Неопределенность в отношении финансовой политики в целом и особенно — в отношении опциона на выкуп доли в Кашаганском месторождении (объемом $4,7 млрд), потенциальных проектов, требующих капиталовложений, а также рисков, обусловленных слабыми показателями казахстанских банков, остается ключевым фактором, негативно влияющим на уровень рейтингов и оценку SACP компании. Как напоминают в S&P, в конце 2015 года КМГ продал 50%-ную долю в компании Kashagan B.V. (которой принадлежит 16,88% в Кашаганском нефтяном проекте) фонду "Самрук-Казына", чтобы частично сократить долг. Фонд финансировал эту сделку путем привлечения банковского долга, выпуска облигаций, а также использования кредитов от государства. КМГ также предоставил фонду кредиты для финансирования капитальных расходов, связанных с приобретением доли в Кашаганском проекте и обслуживанием обязательств по долгу. При этом у КМГ есть опцион на выкуп активов. Хотя продление срока исполнения опциона до 2020-2022 годов и успешное рефинансирование долга фонда "Самрук-Казына" повысило финансовую гибкость КМГ, объем потенциального приобретения превышает годовую EBITDA КМГ и может значительно увеличить долг компании. Кроме того, КМГ дал согласие на управление двумя крупными проектами фонда "Самрук-Казына": газопроводом Сарыарка ($0,7 млрд) и нефтехимическими предприятиями ($2,6 млрд).
"Хотя эти проекты не находятся на балансе КМГ, мы не можем исключать условных обязательств для КМГ, особенно в связи с газопроводом Сарыарка, строительство которого плотно связано с основной операционной деятельностью компании. Кроме того, насколько мы понимаем, правительство Казахстана оказывает давление на некоторые другие организации, связанные с государством (ОСГ), с целью обеспечить размещение их денежных средств в казахстанских банках, и мы не можем в полной мере исключить этот риск для КМГ", - отмечается в пресс-релизе.
Кредитный рейтинг КМГ по-прежнему отражает ожидания S&P относительно "высокой" вероятности предоставления экстраординарной государственной поддержки, поэтому агентство добавляет две ступени к оценке SACP компании — "b+". "Это максимальная в настоящее время надбавка в рейтингах ОСГ, контролируемых государством через фонд "Самрук-Казына". Мы полагаем, что этот подход не изменится после IPO, которое правительство в настоящий момент планирует провести в начале 2020 года", - отмечает агентство.
По мнению S&P, дефолт КМГ привел бы к существенным репутационным рискам для государства и других ОСГ. Вместе с тем на долю КМГ приходится только 27% объема нефтедобычи в стране (12%, если учитывать лишь предприятия, в которых КМГ владеет мажоритарными пакетами акций), при этом компании принадлежат лишь миноритарные доли в крупнейших и наиболее прибыльных международных нефтедобывающих проектах. "С нашей точки зрения, оказание поддержки через фонд "Самрук-Казына" может быть сложным и длительным процессом, который может еще более усложниться в случае проведения IPO. Мы полагаем, что правительство допускает относительно высокий уровень долга КМГ, как и других ОСГ", - говорится в сообщении.
Прогноз "Стабильный" по рейтингам КМГ отражает ожидания того, что отношение "FFO/долг" будет устойчиво превышать 20%, а значение FOCF будет положительным в 2018-2020 годах на фоне благоприятных цен на нефть, увеличения объемов экспорта газа, сокращения коммерческих и административных расходов в результате консолидации группы, а также стабилизации капитальных расходов на уровне $1-1,3 млрд. Прогноз также отражает ожидания того, что основная часть средств группы будет доступна для обслуживания долга, несмотря на слабость банковской системы Казахстана. S&P также полагает, что сохранится "высокая" вероятность предоставления КМГ поддержки со стороны государства, несмотря на запланированное в 2020 году IPO, проводимое в отношении миноритарной доли.
Повышение рейтингов может быть обусловлено снижением неопределенности в отношении Кашаганского опциона, являющегося в настоящее время основным фактором, ограничивающим оценку SACP компании. Это может произойти, например, в случае частичного финансирования опциона за счет вливаний капитала со стороны правительства или средств, полученных от IPO, что может оказать положительное влияние на рейтинги. Повышение рейтинга также может быть вызвано усилением собственных финансовых показателей компании, при котором отношение "FFO/долг" будет выше 30% на фоне более быстрого снижения долговой нагрузки, чем агентство ожидало ранее. Кроме того, рейтинги могут быть повышены в случае повышения суверенного рейтинга Республики Казахстан (ВВВ-/Стабильный/А-3) до "ВВВ+".
Рейтинг КМГ может быть понижен в результате понижения суверенного рейтинга до "BB+", что может быть обусловлено ухудшением показателей ликвидности или повышением долговой нагрузки, при котором отношение "FFO/долг" будет устойчиво ниже 20%. Это возможно, например, в том случае, если КМГ будет осуществлять значительные инвестиции, финансируемые за счет долговых средств и не компенсируемые поддержкой от государства, предоставит крупные кредиты фонду "Самрук-Казына" или если показатель EBITDA компании значительно ухудшится, например, ввиду снижения цен на нефть либо ухудшения показателей рентабельности от экспорта нефтепродуктов и газа.
"КазМунайГаз" является казахстанским национальным оператором по разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводородов, представляющим интересы государства в нефтегазовой отрасли. 90% акций компании принадлежат госфонду "Самрук-Казына", 10% - Национальному банку Казахстана.