По словам мажилисмена Айкына Конурова, произошедшее в Экибастузе нельзя назвать аварией, это отказ всей системы, который был делом времени, передает inbusiness.kz.
"И сейчас, к сожалению, мы не видим адекватных мер, которые способны исправить ситуацию. Во-первых, вновь не удается найти ответственных, потому что за энергетику отвечает несколько госорганов. А частные собственники всю ответственность пытаются переложить на низкие тарифы, то есть, по сути, на потребителей, которые оказались пострадавшими во всей этой бедственной ситуации. Но низкие тарифы - это миф. Казахстанцы оплачивали услуги электро- и теплоснабжения соразмерно количеству и качеству потребляемых благ, а также собственных доходов", - заявил он.
Нельзя также упускать из внимания низкий КПД отечественных ТЭЦ, не превышающий 50%, и огромные потери тепла в сетях, что означает пустое расходование ресурсов на отопление улиц, а не домов, добавил депутат.
"Поэтому полагаем недопустимым сводить все причины к тарифной политике. Во-вторых, проведение технического аудита объектов энергетики, запланированное правительством, безусловно, необходимая мера, но это ничего нового не покажет - плачевное состояние объектов давно и хорошо всем известно. На сегодняшний день в энергетике главная проблема - не дефицит ресурсов, а дефицит господходов", - считает он.
В казахстанских климатических и экономических условиях энергетическая безопасность не может быть приравнена к рядовой коммерческой сфере для извлечения выгоды, отметил депутат.
"Необходимо конкретное правовое регулирование и стратегическое планирование вопроса энергетической безопасности. Ее неотъемлемой частью является безопасность теплоснабжения. В этой сфере долгие годы все планирование было исключительно краткосрочным по принципу "лишь бы пережить очередной отопительный сезон". Поэтому долгосрочная тенденция обветшания инфраструктуры и отставания инвестиций в ее модернизацию просто выпала из внимания государства, а частным собственникам это оказалось вообще ни к чему", - пояснил Конуров.
Обеспечение безопасности теплоснабжения должно, в частности, предусматривать требования к теплоисточникам и системам теплопотребления, схемы развития тепловых сетей, алгоритмы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций, включая управления теплоснабжением в случае ЧС, продолжил он.
"У нас сложилась абсурдная ситуация, когда технически системы теплоснабжения в крупных городах являются централизованными, а управление ими полностью децентрализованно. Проще говоря, зависит не от установленных норм и правил энергетической безопасности, а от способности и желания различных собственников заботиться о поддержании инфраструктуры в работоспособном состоянии. И если такого желания нет, потребители становятся заложниками. Сама по себе смена собственников сейчас уже ничего не решит. Полагаем, что необходимо признать свершившимся фактом кризис энергетической безопасности, в частности, теплоснабжения", - предложил мажилисмен.
При этом кризис заключается не в изношенности и аварийном состоянии отдельных объектов, а в отсутствии обоснованного видения развития системы теплоснабжения по стране и ликвидации ее вопиющей технологической отсталости, пояснил он.
"Этот вопрос не может решаться "кавалерийским наскоком". Он требует крайне серьезной проработки, и ведущую роль должны играть не чиновники или бизнесмены от энергетики, а ученые и производственники. Во главу угла должна быть поставлена именно энергетическая безопасность. Поэтому мы настаиваем на формировании соответствующей постоянной действующей государственной комиссии и рабочего органа в структуре правительства, ответственного за энергетическую безопасность страны", - резюмировал Конуров.