Соответствующие нормы предусмотрены в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления", который сегодня был презентован в мажилисе, сообщила пресс-служба министерства национальной экономики РК.
Министр национальной экономики Куандык Бишимбаев отметил во время презентации, что законопроект предусматривает внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления (МСУ), расширение полномочий органов МСУ в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодексы, законы "О государственном имуществе", "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", "О рекламе".
В настоящий момент бюджетная система Казахстана состоит из трех уровней. На уровне городов районного значения, сел, поселков, сельских округов самостоятельного бюджета нет, речь идет почти о 2,5 тыс. административных единицах.
"Бюджет МСУ на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа внедряется как 4-й уровень государственного бюджета с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2 тыс. человек, а с 2020 года - повсеместно", - сказал Куандык Бишимбаев, слова которого приводятся в сообщении.
Законопроектом также определены доходные источники бюджета МСУ, состоящие из налоговых поступлений (индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты; налог на имущество физических лиц; налог на транспорт с физических и юридических лиц; земельный налог с физических и юридических лиц на земли населенных пунктов; плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов) и неналоговых поступлений (доходы от имущественного найма (аренды) государственного имущества; добровольные сборы физических и юридических лиц; штрафы, взимаемые акимами за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом "Об административных правонарушениях"; доходы от продажи коммунальной собственности; трансферты из районного бюджета).
"Бюджет МСУ будет утверждаться маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета МСУ возлагается на аппарат акима села.Таким образом, предусмотрены механизмы, позволяющие планировать расходы бюджета с учетом интересов местного сообщества", - отметил Куандык Бишимбаев.
Расходы документом определены на уровне действующих в Бюджетном кодексе 19-ти направлений расходов акима села: дошкольное воспитание и обучение; благоустройство и озеленение населенных пунктов; строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог; организация водоснабжения населенных пунктов.
"Внедрение самостоятельного бюджета МСУ также вызывает потребность образования института "коммунальной собственности МСУ", которого сегодня нет. Вся коммунальная собственность на территории села входит в состав коммунальной собственности района и управляется акиматом района", - добавил Куандык Бишимбаев.
Законопроектом вносятся нормы в Гражданский кодекс и в Закон "О государственном имуществе", определяющие понятие коммунальной собственности МСУ, порядок формирования и управления данной собственностью.
По словам министра, имущество МСУ будет состоять из имущества местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами.