На портале EPetition.kz появилась петиция: её автор, Нурлан Каримов, предлагает легализовать съёмные шторки на передние боковые стёкла автомобилей — но с оговорками. Он предлагает разрешить их использование днём и только в тёплое время года. Аргумент — шторки легко снимаются за 10–20 секунд и якобы не мешают обзору. Но эксперты категорически не согласны с такими доводами. Что об этом думают автолюбители и юристы, выяснял Atameken Business.
Рахым Бердихан за рулем своего внедорожника уже пять лет. 23-летний житель столицы уверен: съёмные шторки заметно улучшают условия вождения — особенно в летнюю жару и на трассе. Автолюбитель также уверен, что комфорт в салоне машины напрямую влияет на безопасность. Поэтому будь установка шторок разрешена, он давно бы воспользовался этой возможностью. Однако оплачивать разрешение на установку он не намерен, считая такую меру экономически необоснованной.
"Ты платишь за то, чтобы тебе установили, потом еще чтобы тебе разрешили? Я думаю, что тысяч 10-20 максимум достаточно. Нет, шторки не ставил. Потому что ты поездишь максимум неделю, две недели, а потом тебя штрафанут и снимут эти шторки", - говорит он
Мнение Рахыма Бердихана поддерживают и другие водители. На Epetition.kz появилась петиция с предложением разрешить съёмные шторки на передние стёкла — днём и только в тёплое время года. Автор инициативы уверяет: шторки легко снимаются за 10–20 секунд и не мешают обзору, если убирать их в тёмное время суток. Пока документ набрал чуть более 265 голосов из необходимых 50 тысяч. Данную инициативу считает разумной и адвокат Евгений Яворский. По его словам, многие водители воспринимают автомобиль как личное пространство и выступают за комфорт — при условии, что это не вредит безопасности.
"Если на уровне предположений, ну, хотя бы какой-то регион могли запустить, например, да, посмотреть, вот там, для какого-то региона там запустили бы, и там год они бы ездили. Если бы там была какая-то статистика, там, меньше аварий. Например, там, на 100 тысяч водителей такое-то количество, и там, да, действительно увеличилось из-за этого. Ну, это же просто, это предположение какое-то", - отмечает адвокат Евгений Яворский.
А вот в ассоциации безопасности дорожного движения такую инициативу приравнивают к понтам. Эксперт считает, что шторки и тонировка — это скорее модный аксессуар, чтобы машина выглядела круче, а не для защиты от солнца. Личный эксперимент президента организации показал, что шторки не очень-то спасают от жары. Машина все равно нагревается, как духовка. По его словам, куда эффективнее — включать кондиционер или при парковке оставлять окна немного приоткрытыми, чтобы обеспечивалась циркуляция воздуха.
"К летнему периоду тоже нужно беспокоиться о своем состоянии, заменить там эти фреоны, проверить машину, то есть радиаторы, кондиционеры, радиаторы, все это продувается и подвестись, на самом деле, готовность машины к сезону, это не так, скажем так, да, может быть и затратно, но не так трудоемко. Например, мы видим в социальных сетях, как вырезают крышу, ставят рефрижератор и ставят кондиционер. То есть машины, на которых не предусмотрены", - отмечает президент ОО Ассоциация Безопасности Дорожного Движения "Общая дорога" Арсен Шакуов.
Пару месяцев назад мажилисмен Олжас Куспеков выступил с инициативой разрешить тонировку передних боковых стёкол. По его расчётам, легализация могла бы приносить в бюджет свыше 50 миллиардов тенге ежегодно. Эта идея тут же вызвала реакцию в МВД: зампред комитета административной полиции Алексей Милюк напомнил о рисках для безопасности. А ещё годом ранее, в июле, первый замминистра Марат Кожаев заявил, что вопрос о снятии запрета на тонировку уже официально рассматривается.
Все же такие так скажем "солнечные аксессуары" остаются под запретом. По действующим ПДД светопропускание передних стёкол должно составлять не менее 70 %, и любые шторки или плёнки считаются нарушением. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере пяти МРП — это почти 20 000 тенге. Кроме того, полицейские могут потребовать снять шторку на месте. При повторном отказе возможен административный арест или снятие регистрационных номеров. В МВД объясняют запрет вопросами безопасности и необходимостью визуальной идентификации водителя. Пока обсуждение послаблений ведётся на уровне петиций, но официальных решений о смягчении нет.
Читайте по теме:
Казахстан "закрывает" рынок для авто из стран ЕАЭС