Юристы советуют не улыбаться на улице

772

Российские средства массовой информации и блогеры начали распространять такую информацию.

Юристы советуют не улыбаться на улице Фото: pixabay.com

По данным Лиги юристов РФ, министерство внутренних дел рекомендовало меньше улыбаться в общественных местах, передает inbusiness.kz.

"Улыбка может стать причиной финансовых потерь: за 2024 год министерство внутренних дел зафиксировало 43 случая, когда граждане, случайно улыбнувшись в магазине или аптеке, оплачивали чужой заказ против своей воли. Несмотря на то, что во всех этих случаях деньги вернулись к законным владельцам, МВД рекомендует принять ряд профилактических мер для предотвращения таких инцидентов", - сообщают в Лиге.

СМИ публикуют пояснение по этому поводу "советника отдела борьбы с экономическими преступлениями" Василия Ярошенко:

"Самое важное - не улыбаться и сохранять серьезное, сосредоточенное выражение лица. Придерживаться этого правила нужно всюду, где могут быть установлены платежные терминалы с функцией распознавания улыбки: в магазинах, аптеках и торговых центрах, возле турникетов метро, в аэропорту. Если вдруг почувствовали непреодолимое желание улыбнуться, то запомните ряд простых правил, которые помогут вам сохранить свои деньги".

Чтобы платежный терминал случайно не расплатился вашей улыбкой за чужую покупку, отметил эксперт,  необходимо чаще вспоминать о жизненных трудностях, насущных проблемах. Например, думать о грядущем платеже по ипотеке или кредиту, о росте стоимости потребительской корзины и отсутствии индексации зарплат. Если это не помогает, то, по его словам, помощь могут оказать Telegram-каналы военных корреспондентов, рассказывающих о состоянии дел на фронте и в тылу СВО. В крайних случаях специалисты рекомендуют читать прогнозы оппозиционеров о будущем российской экономики.

Соблюдая эти простые меры, вы обезопасите свои электронные счета и сведете к минимуму риск несанкционированной оплаты вашей улыбкой, уверены в Лиге юристов. Потому что, к примеру, в метро Москвы есть надпись "Оплати с улыбкой".

Небольшой фактчекинг показал, что первоисточником этой информации является "IA.Panorama" - российский сайт сатирических "новостей", функционирующий с 2017 года. С тех пор немало СМИ, причем серьезных, принимали их публикации за подлинные и перепечатывали. Как выяснилось в вышеуказанной новости должность "советник отдела борьбы с экономическими преступлениями" тоже выдуманная.

Но доля правды в этом все же может быть. Россияне делятся своими историями. 

Москвичка Ксения Шаляпина рассказывает, что для оплаты проезда в городском транспорте подключила систему быстрых платежей (СБП), потому что при сканировании QR-кода валидатором, выдается кешбэк. Но был случай, когда оплата по QR-коду долго не проходила. В конце-концов когда это удалось, на табло появилась фраза, типа "Улыбка тебе к лицу". По словам женщины, уже дома она обнаружила, что деньги со счета не сняты. Может система сняла деньги со счета какого-то прохожего, который улыбнулся в тот момент, задается теперь вопросом Ксения.  

На прошлой неделе Lenta.ru опубликовала новость про российского чиновника, который в магазине улыбнулся кассирше и случайно расплатился за другого покупателя.

"Чиновник из Калининграда случайно купил бутылку водки улыбкой", - сообщило издание.

По словам начальника Центра информатизации Калининградского института развития образования Дмитрия Кулагина, он стоял в очереди в магазине, мужчина перед ним пытался оплатить за товар. В это время чиновник улыбнулся кассирше и тут же ему пришло сообщение о списании денег с его счета. Оказалось, что терминал был настроен на функцию оплаты через биометрию лица.

Россияне насторожились, ведь через биометрию лица можно открыть счет и получить кредит в банке. Следовательно, есть определенные риски.

Специалист торговой сети "Пятерочка" Сергей Верещагин уверен, что оплата улыбкой за покупки невозможна. По его словам,  просьба улыбнуться при оплате  - это не более, чем рекламный слоган. На самом деле улыбаться в терминал нет необходимости, главное чтобы система распознала лицо. Во-вторых, говорит он, для того, чтобы прошла оплата необходимо подтвердить платеж. Если подтверждения не будет, то и оплата не пройдет, деньги не спишутся. В третьих, когда покупатель оплачивает через терминал, стоящий за ним не должен находится слишком близко. Впрочем, есть специальная защита для терминалов, которая в таких случаях предупреждает и операция становится невозможной, заключает эксперт.

Стоит отметить, что в прошлом году Сбербанк и X5 Group запустили инновационный сервис оплаты с помощью улыбки в 4 100 магазинах. Это вызвало обеспокоенность среди некоторых экспертов. Начинание основано на том, что каждая улыбка неповторима. Однако, ее можно скопировать.

По мнению руководителя направления разработки информационных систем и бизнес-приложений IT-компании CESCA Александра Жижанкова, мошенники могут использовать фото и видео, размещенные на просторах Интернета и осуществить несанкционированные платежи через улыбку. 

"Биометрические системы, основанные на распознавании улыбки, могут быть менее точными по сравнению с другими формами биометрии, такими как отпечатки пальцев или сканирование сетчатки. Такие системы могут тормозить и долго обрабатывать информацию, что может привести к ошибкам при определении правильности улыбки. Если система работает на платформе видеоаналитики, то улыбку можно легко подделать с помощью фотографии или видеозаписи, что создает уязвимость для злоумышленников", - отметил он.

На сегодня казахстанские компании тоже пытаются повсеместно внедрять биометрические системы оплаты. 

Читайте по теме:

Для регистрации абонентских номеров планируют внедрить обязательную биометрическую идентификацию в РК

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться