Инициативу озвучил генеральный директор ассоциации "ECOJER" Рустем Кабжанов в сенате парламента РК на заседании комиссии по мониторингу реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития, передает inbusiness.kz.
Казахстан поставил амбициозную цель по достижению углеродной нейтральности к 2060 году, однако у государственных органов до сих пор нет четкого плана действий по достижению этой цели, заявил эколог. Единственным механизмом по сокращению выбросов парниковых газов остается действующая система торговли выбросами. Но и она требует существенной реформы.
"Распространение регулирования только на квотируемые установки создает несправедливую нагрузку по сокращению выбросов только за счет отдельных компаний, которых по Казахстану не более 200. Как итог, с 2026 года необходимо сокращать квоты на выбросы парниковых газов на 5% ежегодно, что ожидаемо приведет к дефициту квот в размере порядка 68 млн. тонн. В свою очередь, отсутствие источника финансирования декарбонизации и гарантий поддержания денежного потока, приводит к отсутствию со стороны компаний интереса к инвестированию и их действий по энергопереходу", - отметил Рустем Кабжанов.
Принимая во внимание, что средний срок реализации "зеленого" проекта 5-7 лет, для достижения поставленных климатических целей к 2030 году в самое ближайшее время необходимо принять ряд мер.
"Во-первых, нужно разработать конкретный План действий по снижению Казахстаном вредных выбросов, и реализации Стратегии достижения углеродной нейтральности, которые дадут посыл бизнесу в части будущих ниш для развития. Во-вторых, необходимо уже сейчас разработать изменения в законодательство по совершенствованию системы торговли выбросами парниковых газов, с расширением регулирования на дополнительные сектора экономики - через внедрение в Казахстане углеродного налога за использование углеродоемкого топлива", - отметил спикер.
Также, по словам Рустем Кабжанова, необходимо сформировать и запустить Национальный углеродный фонд по поддержке декарбонизации и энергоперехода, обеспечить гарантированный денежный поток для проектов по сокращению выбросов парниковых газов. Задачей фонда будет обеспечить достаточное количество углеродных единиц через финансирование низкоуглеродных проектов частных компаний, с последующим возвратом.
"Одновременно нужно рассмотреть возможность установки "коридора цен" на квоты, чтобы повысить уверенность собственников квотируемых установок при финансовом планировании проектов по декарбонизации. Плюс, нужно обеспечить гарантированную покупку углеродных единиц, генерируемых проектом по декарбонизации неквотируемых установок, на протяжении всего периода реализации проекта. По аналогии с контрактами на ВИЭ, можно обязать национального оператора покупать офсеты по проектам по декарбонизации. Для этого нужно прописать правила углеродного ценообразования на офсетные проекты, определить потребность в дополнительных углеродных единицах и зафиксировать нормативными правовыми актами стоимость офсетной единицы. Такой подход позволит привлечь инвестиции в проекты по декарбонизации за счет гарантированного выкупа офсетов", - заявил гендиректор ассоциации "ECOJER".
В противном случае, по словам Рустема Кабжанова, Казахстан рискует не достигнуть заявленных целей как по Парижскому соглашению, так и в целом по низкоуглеродному развитию.
Читайте по теме:
600 млрд тенге потерял Казахстан из-за ущерба климату