Чтобы связать Актобе, Жезказган и Шымкент, вокруг Кызылорды построят четырехполосные автодороги с развязками, сообщает inbusiness.kz.
В 2021 году было заключено соглашение о строительстве железной дороги между городами-побратимами Кызылордой и узбекистанским Учкудуком. Тогда же рассматривался вопрос прокладки автомобильной дороги между ними. Это существенно бы сократило расстояние между городами. Сегодня, чтобы добраться из Кызылорды в Учкудук надо проехать более 1200 км, минуя ряд населенных пунктов двух стран и затратив на дорогу примерно 16-18 часов.
В случае строительства трассы Кызылорда-Учкудук расстояние и время в пути сильно сократятся.
В этом году вопрос строительства автодороги снова подняли, акцентируя внимание на улучшение логистики и экономическую выгоду.
Как сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кызылординской области Жанибек Сыздыков, этот вопрос был поднят в июне текущего года во время визита премьер-министра Олжаса Бектенова в регион.
"Расстояние от Кызылорды до границы с Узбекистаном, через населенный пункт Кокаяз 170 км. Были даны поручения министерствам транспорта и национальной экономики по изучению этого вопроса. Сейчас в этом направлении ведутся работы", - сказал спикер.
Было отмечено, что если идея прокладки автодороги окажется эффективной, то вопрос будет решаться.
Что касается строительства трассы Кызылорда-Жезказган, то из 216 км кызылординского участка готовы 140 км. Общая протяженность автодороги между городами - 424 км.
"На сегодня 140 км полностью готовы, и сданы в эксплуатацию. На нашем участке подрядчики хорошо работают. Было определено 6 лотов, из них по пяти ведутся работы. Заказчик - кызылординский филиал нацкомпании "КазАвтоЖол". Если четыре компании китайские, то пятая кызылординская - ТОО "Кыран". Их участок дороги 29 км (4-й лот), полностью построен и сдан. С нашей стороны до границы области проблем нет. Все закончат до срока сдачи - конца 2025 года", - сообщил спикер.
Памятуя о проблемах с битумом в 2023 году эксперту был задан вопрос о сегодняшнем положении дел.
"В 2024 году заявка на необходимый объем битума была полностью обеспечена. В этом году нашей области нужно было примерно 24 тыс тонн битума", - добавил специалист.
378,6 млн тенге за километр
По информации властей, на реконструкцию 192 км дороги II категории было выделено 72,7 млрд тенге. Отмечалось, что дорога I категории будет стоить в 2 раза больше. Кроме того, стоимость дороги зависит не только от категории, но и от расположения объекта, протяженности участка, источника строительных материалов и др.
Как сообщил генеральный директор Национального центра качества дорожных активов Булатбек Айтбаев, немало средств уходит на организацию перевозок. Так, если здесь щебень для трассы везут от Шалкии за 300 км, то в Атырауской области везут с Мугалжар, за 800 км.
"И перевозится это железной дорогой. По дорогам общего пользования такой объем материала мы не перевезем. И там своя особенность - железная дорога однопутная. Инфраструктура не сильно развита. Пунктов разгрузки-погрузки мало. Это все это сказывается на стоимости строительства. Человеко-часы тоже там сидят. Надо организовывать специальную группу логистов. Это очень сложный процесс. Самое сложное не сколько построить - самое сложное это организовать и доставить", - отметил спикер.
В сравнении с другими автотрассами, строительство трассы Кызылорда-Жезказган имеет немало сложностей.
"Она не самая трудная, но одна из сложных. В качестве примера, для строительства дорог нужна элементарно вода. Здесь водозабора нет. Вся вода добывается здесь бурением скважин. Но её в таком объеме не получишь. Летом, когда надо постоянно обеспыливать эту дорогу - как с этим бороться? Воды то нет. Вода нужна и в технологии укладки дороги", - подытожил глава центра.
Как будут соединять дорогами регионы
Продолжая разговор о дорогах региона, руководитель управления ПТиАД Жанибеков рассказал о планах, связанных с трассой Кызылорда-Актобе.
"ТЭО проекта в конце декабря введем. У нас от границы с Туркестанской областью до Кызылорды 244 км четырехполосной дороги категории 1-Б. От Кызылорды до границы с Актюбинской областью 566 км двухполосной дороги II категории", - сообщил он.
Сейчас документацией занимается Казахстанский дорожный НИИ.
"Примерно 170 км дорог идут с севера Кызылординской области до запада. Через город Кызылорда, далее Сырдарьинский, Жалагашский, и Кармакшинский районы. В Кармакшинском районе дорога будет проходить мимо райцентра. Четырехполосная дорога будет соединяться с другими дорогами рядом с комплексом Коркыт ата (Кармакшинский район). Откуда продолжит путь дальше. Также четырехполосная", - рассказал детали спикер.
Строительство четырехполосной дороги начнется в 2025 году, если подготовят ТЭО, найдут источник финансирования, например, инвесторов или Банк развития Казахстана.
"Когда начали строить актюбинскую трассу, прогнозировалось, что интенсивность движения составит 3 тыс машин в сутки. На сегодня, по данным "КазАвтоЖол", в сутки проезжает 10 тыс машин", - рассказал спикер.
Отвечая на другой вопрос, Жанибеков рассказал, что ряд развязок позволят водителям, не заезжая в Кызылорду, выехать на автодорогу в нужный им регион.
"Вот это город Кызылорда, а это трасса Западная Европа - Западный Китай, Туркестан. В этой стороне Актобе, а здесь Жезказган. От трассы Туркестан-Кызылорда на въезде в областной центр мы сделаем объездную дорогу вокруг Кызылорды. Четырехполосную. Через развязку она выйдет на трассу до комплекса Коркыт ата в Кармакшинском районе. Тоже четырехполосную. Еще одна большая развязка. И уже отсюда можно ехать в Актобе. Таким образом, из Актобе вы можете прямо выйти на жезказганскую трассу. Или в Туркестан и далее в Шымкент. Не заезжая в Кызылорду. Если надо в Кызылорду, то можно заехать с этой или другой стороны", - нарисовал схему спикер.
Весной мы сообщали о строительстве моста под железной дорогой за 4,7 млрд тенге По словам спикера, городской акимат проводит изъятие недвижимости.
"На этот год было выделено 700 млн тенге, осталось около 200 млн тенге. Все изъятия завершены. Построена объездная железная дорога. Закупаются материалы. Ведутся земляные работы. Общая стоимость 4,7 млрд тенге, из них 700 млн поступили. В следующем году, если средства поступят в полном объеме, то закончим строительство к концу 2025", - заверил глава управления.
Отмечается, что этот мост позволит водителям быстро попасть в центр города Кызылорда с жезказганской трассы. Кроме того, разгрузит другие путепроводы в областном центре.
Читайте по теме:
В Казахстане острый дефицит дорожников – не хватает порядка 2000 специалистов