Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России одобрила повышение тарифов "Транснефти" на прокачку нефти по магистральным трубопроводам на 5,79% с 2025 года. Об этом говорится в соответствующем приказе, опубликованном на официальном портале правовых актов, передает inbusiness.kz со ссылкой на РБК.
В частности, на 5,79% повысится сетевой тариф на прокачку нефти по системе "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО) для поставок нефти на экспорт в Китай. С 1 января 2025 года он составит 3568,42 руб. за тонну. Тариф для нефтепровода "Заполярье — Пурпе" поднимется до 578,79 руб. за т, а для транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу "Куюмба — Тайшет" до 920,11 руб. за т.
Ежегодная индексация тарифов на транспорт нефти по системе магистральных трубопроводов "Транснефти" осуществляется по принципу "инфляция минус 0,1%", исходя из прогнозируемого темпа роста цен на товары и услуги. В ковидном 2020 году после долгих дискуссий о целесообразности снижения ставок такой механизм был зафиксирован на десять лет.
Так, в 2024 году рост тарифов "Транснефти" составил 7,2%, в 2023 году — 5,994%. Согласно базовому сценарию прогноза Минэкономразвития, в 2025 году индекс потребительских цен вырастет на 5,8%.
Однако в ноябре "Транснефть" предложила отойти от действующей системы ежегодной индексации тарифов из-за двойного роста налога на прибыль с 2025 года, до 40%. Из-за этого в бюджете компании останется только четверть от полученной прибыли, в то время как объемы транспортировки нефти по системе "Транснефти" снижаются в связи с внешним давлением на добывающую и нефтетранспортную отрасль России, отмечали в компании. Там попросили правительство дополнительно увеличить тарифы на 8,7% и допускали отказ от части инвестиционных проектов "из-за негативного влияния на целый спектр смежных производственных отраслей, в первую очередь ТЭК".
При этом замглавы минфина РФ Алексей Сазанов объяснял необходимость роста налоговой нагрузки на "Транснефть" монопольным положением компании и тем, что это "регулируемый вид деятельности". В зависимости от финансовых результатов дополнительные поступления в бюджет от повышенного налога "Транснефти" могут составить 20–40 млрд руб. в год, оценивали в министерстве.
"Роснефть" в свою очередь приводила аргументы за сохранение нынешних правил индексации тарифов "Транснефти", объяснив это рисками роста инфляционного давления, ключевой ставки Центробанка и, как следствие, замедления темпов экономического развития. Помимо прочего, в компании отметили, что внеплановый рост тарифов "Транснефти" увеличит нагрузку на нефтяные компании. Но в случае принятия решения о повышении тарифов в "Роснефти" посчитали "целесообразным рассмотреть вопрос о передаче в собственность нефтяных компаний трубопроводной системы, которая была полностью построена на полученные от них за счет уплаты инвестиционного тарифа финансовые ресурсы".
Позднее в аппарате вице-премьера Александра Новака сообщали, что минэнерго и другим профильным ведомствам было поручено проработать и дать свою оценку обращениям обеих компаний.
Читайте по теме:
Нефть стабилизировалась после заседания ОПЕК+