Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев сообщил о наращивании объемов железнодорожных грузоперевозок в рамках Евразийского экономического союза с применением цифровых транспортных документов. Заявление прозвучало накануне представления главам правительств стран ЕАЭС ежегодного доклада о ходе реализации плана цифровизации железнодорожных перевозок внутри союза и с третьими странами, включая Китайскую Народную Республику, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу ЕЭК.
Как подчеркнул министр, цифровизация железнодорожных грузоперевозок — это одна из ключевых инициатив ЕЭК, направленных на упрощение процедур, снижение издержек бизнеса и ускорение логистических процессов. Работы в этом направлении уже принесли значимые результаты.
Руководители государств-членов ЕАЭС также неоднократно подчеркивали значимость цифровой трансформации. В частности, премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян на заседании Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума в Минске заявил:
"Рассматриваю цифровую трансформацию как инструмент устранения барьеров и повышения прозрачности во взаимной торговле".
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что "интегрированные евразийские транспортно-логистические коридоры должны стать умными, мультимодальными экологичными артериями с единой цифровой платформой администрирования".
А президент РК Касым-Жомарт Токаев добавил:
"В целом, цифровизация и искусственный интеллект входят в перечень приоритетов нашей государственной политики. Электронная коммерция, цифровой документооборот, автоматизированные системы управления и логистики уже стали неотъемлемыми элементами экономик стран ЕАЭС".
По словам Андрея Слепнева, к 2024 году государства ЕАЭС обеспечили переход на использование цифровых транспортных документов при железнодорожных перевозках между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Доля электронного обмена данными между ОАО "Российские железные дороги" и государственным объединением "Белорусская железная дорога" достигла 90%. Аналогичный уровень превышен в обмене между АО "НК "КТЖ" (Казахстан) и железнодорожными операторами России и Кыргызстана.
"По итогам 2024 года, 90% перевозок между Россией и Беларусью сопровождались электронными документами, с Казахстаном — 79%", - сообщили в ЕЭК.
Отдельное внимание уделяется внедрению электронных товаросопроводительных документов. ОАО "РЖД" уже реализовало возможность приема таких документов, подписанных электронной подписью, от грузоотправителей и экспедиторов в свои информационные системы. Эти данные передаются таможенным органам и белорусской стороне для завершения таможенных процедур при перевозках в рамках проекта "Интертран".
"Параллельно с этим проводится межгосударственное тестирование единого таможенного процесса "обеспечение обмена электронными документами и/или сведениями между таможенными органами государств-членов ЕАЭС в процессе контроля перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита", - отметили в ЕЭК.
Министр также сообщил, что активная работа ведется в направлении цифровизации перевозок с Китаем. По данным за 2024 год, объем корректных электронных сообщений между российскими и китайскими перевозчиками составил 90%, а между казахстанскими и китайскими железными дорогами показатель полноты и качества электронного обмена достиг 80-90%.
Ключевым событием стал подписанный в декабре 2024 года документ о взаимодействии удостоверяющих центров железнодорожных перевозчиков России и Китая по выпуску сертификатов для трансграничного электронного документооборота. Это соглашение обеспечит возможность применения электронной подписи между сторонами.
Кроме того, в конце декабря 2024 года начались тестовые безбумажные перевозки между ОАО "РЖД" и ГК "Китайские железные дороги" через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия. Речь идет о перевозках в экспортно-импортном сообщении. В 2025 году запланировано расширение географии таких перевозок с использованием электронной накладной.
Значимость цифровой интеграции в транспортной сфере подчеркивается и странами-наблюдателями при ЕАЭС. Президент Исламской Республики Иран Масуд Пезешкиан на саммите в Минске отметил необходимость создания "инфраструктуры для укрепления сотрудничества в области цифровых технологий и содействия обмену информацией и новым видам торговли". Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев выделил участие страны "в важных инициативах ЕАЭС, включая такие проекты и программы, как Евразийский агроэкспресс, развитие электронной торговли, цифровизация грузоперевозок и климатическая повестка".
Читайте по теме:
ЕАЭС расширяет зоны свободной торговли