Существует риск, что молодые люди вообще не смогут позволить себе оплатить страховой тариф, размер которого сопоставим со стоимостью скутера.
Мажилисмен Елнур Бейсенбаев в своем депутатском запросе поднял вопросы страховых тарифов для автовладельцев, передает inbusiness.kz.
По его словам, сегодня вместо повышения эффективности страхования водителей, получилось обратное – на их карманы наложено дополнительное бремя.
"Прошу пересмотреть постановление АРРФР № 87 от 27 декабря 2024 года. Этот документ напрямую касается около 6 млн владельцев транспортных средств, он был принят в одностороннем порядке, без учета их мнения и без участия представителей транспортной отрасли. Это значительно ударит по карману молодежи и низкодоходных граждан, работающих курьерами. Теперь существует риск, что молодые люди вообще не смогут позволить себе оплатить страховой тариф, размер которого сопоставим со стоимостью самого скутера. Было бы логично, если бы тарифы были подняты на 20-30%, но здесь мы видим повышение до 200%. Это может привести к социальному недовольству", - сказал Бейсенбаев.
Так, после вступления в силу данного документа, страховая премия по регионам необоснованно резко выросла, продолжил он. Например, по сравнению с 2023 годом, тариф в регионах вырос в 2 раза и составил, приблизительно, 78 тыс. тенге, тогда как в Астане он вырос в 3 раза и достиг 112 тыс. тенге, возмутился депутат.
Таким образом, по его словам, столичный житель, впервые зарегистрировавший свой автомобиль, теперь заплатит не 36 тыс. тенге, а 112 тыс. тенге, алматинцы – минимум, 78 тыс. тенге, а жители других регионов приобретут страховой полис примерно за 40 тыс. тенге.
"Помимо этого, в постановлении допущена норма, создающая неравенство между гражданами по страховому коэффициенту. Например, если гражданин Казахстана впервые оформляет страховку, то применяется класс А (коэффициент 1,8), а для иностранца сразу применяется самый высокий класс – 13-й (коэффициент 0,5). В результате, молодой водитель нашей страны заплатит 80 тыс. тенге, а иностранцам сразу предоставляется 50% скидка. Разница как между небом и землей! Это грубо нарушает закрепленный в нашей Конституции принцип "равенства перед законом", - заявил Бейсенбаев.
Также он считает, что существует риск возникновения региональной дискриминации.
"В пункте 11 постановления указано, что за ДТП, произошедшее за пределами региона, где было зарегистрировано транспортное средство, то "бонус-малус" будет понижен на 1 класс ниже. Это ограничивает конституционное право этих граждан на свободное передвижение по территории республики. Как соответствующий госорган принимает такую нелогичную норму, противоречащую унитарным принципам управления нашей страны?! Водители мотоциклов, скутеров и мопедов рассматриваются в одной категории наравне с владельцами автомобилей. Это тоже нелогично. Например, в 2023 году водитель скутера платил 7 тыс. тенге, а с 7 апреля 2025 года эта сумма выросла, примерно, до 50 тыс. тенге", - продолжил Бейсенбаев.
По его словам, решение по новому тарифообразованию принималось без учета мнений водителей, что наводит на мысль о лоббировании интересов страховых компаний.
Читайте по теме:
Водителей мопедов ждут штрафы и спецстоянки