XII саммит Организации тюркских государств (ОТГ) в Габале стал предметом широкого обсуждения в экспертных кругах. О том, какой вектор развития был задан на встрече лидеров, и о роли Казахстана в современных интеграционных процессах inbusiness.kz беседует с известным азербайджанским политологом, руководителем клуба экспертов "Южный Кавказ" Ильгаром Велизаде.
- Господин Велизаде, как экспертное сообщество оценивает итоги саммита в Габале? Можно ли говорить о том, что Организация выходит на новый уровень?
- Действительно, саммит в Габале стал еще одним важным этапом на пути развития ОТГ как организации. Стороны предметно обсуждали вопросы, связанные с дальнейшей институционализацией этой структуры. И здесь хотелось бы отметить особую роль инициатив президента Казахстана, которые направлены на повышение эффективности деятельности ОТГ и его организационных структур.
Президент Токаев особо отметил необходимость выполнения тех инициатив, которые были приняты в прежние годы, прежде всего, программы "Перспективы тюркского мира – 2040", предложенной именно казахстанской стороной. Но Астана не ограничивается прежними предложениями, а формулирует новые, соответствующие мировой и региональной динамике. Важно, что президент Казахстана стремится к тому, чтобы декларации не оставляли в тени практическую суть вопросов, чтобы именно практическое наполнение характеризовало деятельность ОТГ. Это не декларативная площадка, а серьезный институт, который с годами приобретает все более весомое значение.
- Президент Токаев выдвинул целый блок экономических инициатив. Какие из них, на ваш взгляд, окажут наибольшее влияние на развитие тюркских стран?
- Президент Казахстана выдвинул целый ряд предложений, которые, несомненно, будут воплощены в жизнь, поскольку есть единогласная поддержка всех лидеров. Я бы обратил особое внимание на Программу промышленной кооперации. Она позволяет государствам кооперироваться в выпуске готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и ориентироваться на экспорт за пределы стран ОТГ.
В основе предложений казахстанской стороны лежит желание создать устойчивые кооперационные площадки. А для их устойчивости необходимо повышать эффективность транспортных коммуникаций, заниматься их цифровизацией. Поэтому президент Токаев неизменно акцентирует внимание на вопросах транспортной связности. Что касается его предложений провести в Алматы Форум креативной экономики и создать Совет передового опыта по энергоэффективности, то они отражают глобальные тенденции. Страны ОТГ должны соответствовать трендам энергетического перехода, а это, в свою очередь, базируется на креативных решениях. Таким образом, эти две инициативы логично дополняют друг друга.
- Большой акцент был сделан на цифровизации. Насколько тюркские страны готовы к такому технологическому рывку?
- Президент Токаев не случайно предложил уделить особое внимание цифровизации и искусственному интеллекту. В своем недавнем обращении к нации он особо отмечал необходимость ускоренной цифровизации казахстанской экономики и даже предложил создать Министерство искусственного интеллекта, что является уникальным случаем в мировой практике. Все это укладывается в предложенную им концепцию "цифровой страны".
Естественно, это должно гармонировать с процессами, которые происходят в рамках всей ОТГ. Каждая страна-участница развивает свои цифровые платформы, и вопросы синхронизации этого развития, обмена опытом, формирования единой цифровой платформы имеют огромную практическую значимость. Казахстан в данном случае задает повестку на годы вперед. IT-стартапы, которые действуют в Казахстане, их продукция - это уже бренд, хорошо известный за пределами страны. И для всех стран ОТГ как минимум важно познакомиться с этим брендом и создать совместные платформы с казахстанскими партнерами.
- Как вы оцениваете внешнеполитические инициативы, в частности, создание формата "ОТГ+"?
- Предложение о создании формата "ОТГ+" целиком и полностью ложится в концепцию внешней политики Казахстана. Это открытая страна для сотрудничества с различными государствами и центрами силы. Мы видим, что сегодня по периметру границ ОТГ идут конфликты, и эта эскалация, к сожалению, продолжается. Преломить эту негативную тенденцию могут эффективные предложения по урегулированию. Подход "ОТГ+", когда формат не замыкается в себе, а активно взаимодействует с другими, даже антагонирующими центрами силы, - это и есть такой подход.
Это характерно для казахстанской внешней политики. Казахстан - союзник России по ОДКБ, но в то же время очень активно взаимодействует со странами НАТО, ЕС, США и Китаем. ОТГ - уникальная платформа, где есть и члены НАТО (Турция, наблюдатель Венгрия), и члены ОДКБ (Казахстан, Кыргызстан), и нейтральные государства. Эти страны прекрасно ладят между собой. Поэтому сама логика развития подсказывает, что ОТГ может и должна стать платформой, которая объединяет различные центры силы в нашей географии, с учетом, прежде всего, интересов самих стран-участниц.
- Много говорится о реформах в Казахстане. Какое влияние они оказывают на восприятие страны на международной арене и внутри ОТГ?
- Реформы в Казахстане в последние годы приобрели особую динамику, они носят непрекращающийся и, что самое важное, необратимый характер, особенно после трагических январских событий 2022 года. Руководство Казахстана сделало все, чтобы ситуацию невозможно было повернуть вспять. Мы видим, что процесс набирает обороты и не снижает темпы.
Это вызывает повышенный интерес и, что важнее, повышает доверие к Казахстану и его лидеру, потому что он оказывается верен своим обещаниям перед обществом. Внутренняя трансформация Казахстана способствует и его внешней трансформации. Он становится более интегрированным в систему международных отношений. Страны-члены ОТГ и другие государства видят в Казахстане не источник проблем, а источник конструктивного взаимодействия, стабильности и прогнозируемости. Эта платформа является базой для реализации масштабных преобразований. В данном случае Казахстан является своеобразным примером адаптивного поведения к меняющимся условиям, и этот пример может быть имплементирован в той или иной форме на практике других государств.
- В итоге, какую роль сегодня играет Казахстан в тюркском мире? Можно ли говорить об идеологическом лидерстве?
- Сказать, что Казахстан является идеологическим центром, наверное, было бы неполным определением. Мне кажется, что Казахстан – это страна креативных идей и страна, стремительно адаптирующая передовые технологии в повседневную практику. В этом есть определенный символизм, потому что к этому же стремятся и другие страны ОТГ. Казахстан символизирует общее стремление к инновациям и их имплементации.
Очень важно, что при этом Казахстан старается действовать не как слепой подражатель глобальным тенденциям, а как страна, которая трансформирует их в рамках своей специфики и формирует собственную модель трансформации. А это повышает ее субъектность и технологический суверенитет, что является большим примером для многих. Поэтому здесь есть не столько идеологическая, сколько прагматическая составляющая, определяющая характер политики Казахстана. Страна стремится быть передовой не на словах, а на деле, и мы не сомневаемся, что в ближайшие годы это желание превратиться в серьезную цифровую державу в рамках ОТГ будет реализовано.
Читайте по теме:
Токаев предложил учредить Центр цифровых инноваций ОТГ