В обсуждении возможных мер по стабилизации цен на СЗПТ также приняли участие представители Ассоциации яичных производителей и переработчики гречневой крупы, НПП "Атамекен". Диалог состоялся: все участники рынка согласились с тем, что цивилизованная торговля через торговые сети дает гораздо больше преимуществ и прозрачности в деятельности, нежели неорганизованная торговля, представленная на рынках и базарах. И ее дальнейшее развитие будет выгодно всем, от производителя до покупателя, передает inbusiness.kz.
Как отметил председатель агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин, встреча с представителями торговых сетей состоялась по предложению уполномоченного по правам предпринимателей Рустама Журсунова, что торговые сети готовы к проработке антимонопольного комплаенса.
"В настоящее время мы проводим анализ деятельности торговых сетей, проверяем всю цепочку поставок и продажи социально значимых товаров, – отметил Серик Жумангарин. – Если торговые сети готовы подписать антимонопольный комплаенс, готовы к горизонтальному мониторингу своей деятельности, от входа до выхода продукта, и стать открытыми для всех, а главным образом для производителей, то этот документ будет выгоден всем сторонам. Во-первых, он сделает торговые сети менее уязвимыми к антимонопольному регулированию, во-вторых, отечественные производители смогут прогнозировать свое присутствие на полках, и в-третьих, для потребителей это станет трендом на понижение стоимости продуктов, так как некоторые составляющие конечной цены продукта уйдут".
Заместитель председателя правления Ассоциации торговых предприятий Казахстана Эльбеги Абдиев со своей стороны отметил, что не все, но некоторые торговые сети готовы подписать антимонопольный комплаенс, если их освободят от жесткого антимонопольного регулирования. Потому что основной фактор, влияющий на конечную цену продукта, – это рост цены поставки. Через торговые сети СЗПТ реализуются с минимальной торговой надбавкой, в пределах установленных законодательством 15%, которая не покрывает сопутствующих расходов, таких как ФОТ, аренда, обслуживание кредитов и т. д., а иногда даже уходит в минус. В некоторых торговых сетях сопутствующие расходы составляют до 20-30% от оборота.
По заявлению Эльбеги Абдиева, все торговые сети открыты для новых производителей, так как конкурентоспособный товар на полках – это признак конкурентоспособности самой торговой сети. Но, если законодательно запретят возврат непроданных товаров, это может привести к тому, что некоторые торговые сети ограничат доступ новым поставщикам. Экспериментировать с новыми товарами будет сложнее, это всегда риски и большая вероятность непроданных товаров.
"Мы, как никто другой, заинтересованы в низкой цене на СЗПТ, – продолжал зампредседателя Magnum Cash&Carry Яков Фишман, – даже когда не было законодательного требования о размере надбавки, она все равно была примерно такой, до 15%. Мы открыты для новых поставщиков, у нас есть типовой договор на сайте со всеми требованиями, есть возможность заполнить форму и отправить нам на рассмотрение онлайн. Если есть, кто готов поставлять картофель, лук по сниженным ценам, мы готовы хоть сейчас рассмотреть".
По данным агентства по защите и развитию конкуренции, неорганизованная розничная торговля сегодня занимает 70% рынка ритейла, это рынки, базары, где цены на социально значимые продукты не контролируются.
Эльбеги Абдиев озвучил причины, по которым цивилизованная торговля не развивается активно. Это высокое налогообложение, потери товара вследствие естественной убыли, убытки от которых не компенсируются, неразвитая логистика, большие капзатраты на открытие новых супермаркетов и жесткое регулирование со стороны государства. И чем жестче государство регулирует цивилизованную розницу, тем больше преимуществ у нецивилизованной.
По итогам встречи участники договорились создать инициативную группу для проработки норм антимонопольного комплаенса в скорейшем времени.