Многие казахстанские рестораны, клубы или бары требуют от своих посетителей заплатить определенную предоплату и только при ее наличии готовы принять гостей у себя. Посетитель может сделать заказ, который будет равен размеру депозита или дороже. Если же заказ будет стоимостью ниже, заведение разницу не возвращает. Однако, как пояснили в департаменте торговли и защиты прав потребителей МТИ РК по области Улытау, такое требование противоречит казахстанским законам.
Депозитный способ оплаты незаконен – согласно статье 28 Закона РК "О защите прав потребителей", продавец обязан обеспечить потребителю свободный выбор товара надлежащего качества в удобное для потребителя время с учетом режима работы заведения. Запрещается принуждать потребителя приобретать товар в ненужном ему количестве и (или) ассортименте.
Если же посетитель откажется выплачивать депозит, администрация заведения, скорее всего, откажет ему в оказании услуг. И это тоже незаконно.
"В статье 387 Гражданского кодекса РК говорится, что публичный договор заключается продавцом и покупателем, продавец в свою очередь обязан осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится, услуги (розничная торговля, общественный транспорт, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). То есть продавец обязан продавать товар каждому покупателю, администрация заведения обязана обслуживать каждого посетителя", - сообщили в департаменте торговли и защиты прав потребителей МТИ РК по области Улытау.
Так, отказ продавца или администрации заведения от предоставления услуг при наличии возможности их предоставить потребителю не допускается, пояснили в ведомстве.
Читайте по теме:
Казахстанцы стали тратить почти на 45% больше на питание вне дома