Удорожание и транзитные риски в РК: почему бизнес против навигационных пломб?

673

Быть навигационным пломбам для жд и автоперевозок или не быть?

Удорожание и транзитные риски в РК: почему бизнес против навигационных пломб? Фото: Inbusiness/Midjourney

В Казахстане в рамках пилотного режима уже устанавливают новые технологии. Такова инициатива Евразийской экономической комиссии. Окончательный ответ наша страна должна дать до конца мая. Отечественный бизнес - против, так как удорожание ряда товаров, по прогнозам аналитиков, неминуемо. Какими доводами оперируют эксперты? Каковы риски в ходе транзитных перевозок? Об этом и не только в материале Atameken Business.

Пилотный проект по внедрению навигационных пломб на железнодорожных и автомобильных перевозках стартовал в Казахстане три недели назад. Это нужно, если продукцию перевозят через минимум через 2 страны ЕАЭС. Такую инициативу изначально выдвинули в Евразийской экономической комиссии. В Казахстане же официального подтверждения еще не дали. В целом проект направлен на повышение прозрачности и безопасности грузоперевозок. Об этом говорится на сайте нацоператора – Института космической техники. ГРА. А в Комитете госдоходов добавили, что изначально это может затронуть доставку алкоголя, табака, одежды, санкционных товаров и других. Как ожидают, позже список расширится. А вот что может произойти, если перевозчики откажутся устанавливать аппарат.

"В случае, если товар должен перемещаться по территории ЕАЭС только при условии применения навигационных пломб, заинтересованное лицо, т.е. грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, экспедитор и так далее отказываются устанавливать навигационную пломбу, то такая перевозка не может быть осуществлена. При таможенном декларировании будет отказано в таможенной декларации", - говорит официальный представитель КГД МФ РК Гульжан Калменова.

В железнодорожной отрасли поднимают вопрос о целесообразности инициативы. Как напоминает представитель отрасли Ержан Жакишев, контроль над перемещением грузов, обмен данными с таможенной службой уже действует. Даже если грузовой поезд хочет свернуть с маршрута, он сразу должен увЕдомить перевозчика. А с установкой пломб возникает финансовая нагрузка. Дело в том, что 1 штука стоит примерно 150 тысяч тенге. Для грузовых вагонов нужны несколько штук. В зависимости от состава, это обойдется более чем в 1 млн тенге. А значит, определенная продукция может подорожать. Как импортная, так и экспортная. Кроме того, по словам Жакишева, есть риск того, что некоторые страны могут перевозить товары в обход Казахстана. И тогда отечественные станут менее конкурентными.

"Перевозка КНР-РФ через территорию Казахстана – получается 2 территории участников. Нагрузка происходит. В случае, если назначение идет КНР-РФ, через их сухопутное железнодорожные переходы, то это только одна территория. Соответственно, не используются навигационные пломбы на сумму 30 тыс рублей или 150 тыс тенге. Получается, более конкурентная перевозка", - отмечает председатель наблюдательных советов АНЭК/КазАПО Ержан Жакишев.

Против установки навигационных пломб выступают и в Союзе международных автомобильных перевозчиков Казахстана. По мнению представителей альянса, задачи по упрощению транзитных поставок это не решит.

"Возлагать бремя по затратам только на  бизнес считаем неправильным. Считаем, что все затраты, заложенные в тариф, должны включать в себя только прямые расходы на отслеживание перевозок. Все другие расходы, не связанные с затратами (расходы по содержанию компании, закупке основных средств и т.д.) должны покрываться за счет государства, а не за счет перевозчиков, т.е. бизнеса", - сообщает союз международных автомобильных перевозчиков Казахстана.

Кстати, о бизнесе. В нацпалате "Атамекен" предлагают не торопиться с вопросом. И продолжать действовать в пилотном режиме.

"Мы поставили вопрос о том, что необходимо реализовывать инициативу в рамках пилота, чтобы выявить коллизии и устранить нагрузку на бизнес, в том числе и тарифную составляющую по аренде данных пломб. Поскольку вопросы снятия, наложения, эксплуатации, может в пути следования что-то случится или выйдет из строя – кто тогда будет нести ответственность? И какие меры реагирования будут для бизнеса?", - спрашивает заместитель председателя Правления НПП РК "Атамекен" Мурат Амрин.

Соглашение о пломбах среди стран ЕАЭС вступило в силу два года назад. На сегодня использовать их готовы в России и Беларуси. А в Казахстане же окончательный ответ намерены дать до конца мая.

Читайте по теме:

Китай и страны ЦА могут присоединиться к единой системе таможенного транзита ЕАЭС

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться