В АЗРК сообщили, что казахстанцы стали меньше покупать еду и больше – других товаров

1078

Наибольший удельный вес объема розничной и торговли продовольственных товаров по итогам 2022 года пришелся на Карагандинскую область.

В АЗРК сообщили, что казахстанцы стали меньше покупать еду и больше – других товаров Фото: inbusiness.kz

В Казахстане в рамках анализа, проведенного агентством по защите и развитию конкуренции, выявлены ключевые проблемы в сотрудничестве между крупными торговыми сетями и продуктовыми ритейлерами, а также перспективы развития цивилизованной торговли, передает inbusiness.kz со ссылкой на сайт ведомства.

"Изучение динамики за 2021-2022 годы показало высокую концентрацию рынка, что влечет за собой снижение числа крупных торговых точек в Республике Казахстан на фоне уменьшения общей торговой площади примерно на 10%. В частности, в 2022 году работало 269 субъектов внутренней торговли (с торговой площадью 1,112 млн. кв. м.), в 2021 году 281 субъект (с площадью 1,128 млн. кв. м.). Агентством охвачено более 125 крупных субъектов внутренней торговли, осуществляющих деятельность на данном рынке.

Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 35,6% непродовольственных товаров - 64,4%. Объем реализации продовольственных товаров уменьшился по сравнению с январем-декабрем 2021 года на 5,4%, непродовольственных товаров увеличился на 6,6%", - проинформировали в АЗРК.

Наибольший удельный вес объема розничной и торговли продовольственных товаров по итогам 2022 года занимают в разрезе регионов: Карагандинская обл. - 42,8%. Улытау - 41.9%, Северо-Казахстанская обл. - 41,6%, Актюбинская обл. - 39,7%, Жамбылская обл. – 38,5%. Кызылординская обл. - 37,6%, г. Алматы - 34,6%.

Ключевые проблемы в отношениях между торговыми сетями и поставщиками заключаются в навязывании неравноправных условий сотрудничества, ограничивающих возможности производителей.

"Основным источником дохода ритейлеров является торговая наценка, а также дополнительные услуги, включая продвижение товаров и продажу рекламных площадей, Также имеет место, превышении максимально допустимого законом размера торговой надбавки в 15% на СЗПТ со стороны торговых сетей, влияющее на конечную стоимость товара.

Агентством выявлено 27 фактов нарушения законодательства в сфере торговой деятельности, что послужило основанием для направления соответствующих уведомлений антимонопольному органу. В пределах компетенции антимонопольного органа, было вынесено 4 уведомления в отношении крупных торговых сетей по признакам нарушения законодательства в области защиты конкуренции", - говорится в сообщении.

Кроме того, поднимается проблема несвоевременной оплаты товаров, вынуждающая поставщиков работать в условиях, диктуемых торговыми сетями.

В заключение, анализ подчеркивает необходимость совершенствования законодательства РК для устранения дисбаланса между участниками рынка и способствования здоровой конкурентной среде.

"Агентство активно взаимодействует с уполномоченными органами (МТИ)  по совершенствованию действующего законодательства о регулировании торговой деятельности. В настоящее время, уполномоченным органом вносятся соответствующие изменения", - резюмировали в ведомстве.

Читайте по теме:

Каждый казахстанец должен инвестировать в экономику своей страны – мнение

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться