Причем, больше половины из них – находится в руках частников, и это мало (или почти никак) не отразилось на модернизации теплоцентралей. Сегодня решили: раз бизнес не способен развивать неликвидный (по разным причинам) актив, значит этим должно снова заняться государство. А способно ли? Хватит ли ресурсов, расскажет Atameken Business.
По данным Минэнерго, за отопительный сезон 21 и 22 года зафиксировали 36 случаев, когда предприятия теплоснабжения не соблюдали температурный график. Все они произошли на ТЭЦ, которые находятся в частной собственности. Таких стратегических объектов по стране – целых 22. Это львиная доля всех ТЭЦ страны. В то время как государству принадлежит 10 ТЭЦ, а в квазигоссектору - 5. Как правило, те объекты, состояние которых угрожает безопасности населения, государство может приватизировать. К этой категории в минэнерго уже давно относят ТЭЦ Петропавловска, Степногорска, Темиртау, Риддера, Экибастуза.
Но гарантирует ли отсутствие перебоев и аварий передача ТЭЦ в госсобственность? На этот вопросов эксперты отвечают единогласно "нет". Ведь как собственника не меняй проблемы системные все те же. А корень их в искусственно заниженных тарифах, считают энергетики.
"Такого рецепта нет, что государство управляет лучше. Государство управляет хуже. Потому что собственник следит за своим активом обычно лучше. +03:46 главная проблема наша – это тарифы, искусственно сдерживались тарифы много лет и, соответственно, мы получили очень дешевое тепло. Это, казалось бы, хорошо, но это плохо, потому что нет никаких мероприятий по энергоэффективности и нет никаких инвестиций в отрасль. Просто проедаются старые активы, ничего не делается", - говорит эксперт в области энергетики Асет Наурызбаев.
"Неважно кто собственник. Государство будет собственником или частник будет собственником. Если тарифы не покрывают затрат, если тарифы не позволяют вовремя проводить капитальный ремонт, обновлять оборудование, развивать все это. То хоть государство, хоть частник это будет одна и та же история. То есть постоянное недофинансирование этого объекта", - считает экономист Алмас Чукин.
Эксперты считают, что системные проблемы ТЭЦ, такие как износ оборудования, долги предприятий – останутся и при смене собственника, но государство все-таки имеет больше ресурсов, чтобы их решать.
"Если у частника кошелек ограниченный и он не всегда даст деньги, а у государства можно заложить бюджет и по сути расходы на весь народ перекинуть. Тогда мы должны условно пойти и взять деньги условно на Экибастуз, на Павлодар.+ 06:20 ладно Экибастуз, ладно Петропавловск, но у нас же десятки городов. Если мы все это повесим на государственный бюджет. Хорошо, можно, тогда скажите что порезать. Бюджет же не резиновый", - продолжает Алмас Чукин.
Бюджет и в правду не резиновый. Эксперты считают, что думать здесь нужно не над формой собственности, а над конкретными задачами, как газификация, новые узлы теплоснабжения и вспомнить о наших обязательствах перед миром по климатической повестке. Кто будет владеть этими ТЭЦ – вопрос не самый важный. Об этом уже говорит наш опыт. Например, Кентауская ТЭЦ, которую перевели в госсобственность в 2011, а через несколько месяцев в разгар морозов станция вышла из строя и оставила без тепла 35 тысяч горожан.