По словам заместителя генерального прокурора Асета Чиндалиева, за 10 месяцев текущего года из 329 тыс. постановлений органов расследования законными признаны только 287 тыс. Остальные не согласованы или направлены на доработку, передает inbusiness.kz.
"В трехзвенной модели уголовного процесса прокурор должен давать независимую оценку собранным органом уголовного преследования доказательств. Поэтому в качестве второго этапа перехода на нее прокурору передается право самостоятельного составления обвинительного акта. Этот ключевой акт будет содержать прокурорскую квалификацию деяния на основе ответственной и независимой оценки всех собранных доказательств", – сказал он.
Замгенпрокурора рассказал об основных нормах законопроекта по внедрению трехзвенной модели.
"Первое – введение по составлению обвинительных актов прокурором предлагается осуществить поэтапно. С 2022 года по ряду особо тяжких преступлений. С 2023 года по коррупционным. С 2024 года по всем остальным категориям уголовных дел предварительного следствия. Следователь будет завершать расследование путем составления отчета, завершения расследования с краткими выводами об итогах следствия, без оценки доказательств", – отметил он.
Окончательным документом, подводящим итог всему судебному расследованию, станет развернутый обвинительный акт прокурора, содержащий анализ и оценку собранных доказельств с решением вопроса о направлении уголовного дела в суд, пояснил Чиндалиев. Данная функция исходит из конституционных полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования от имени государства.
Второе, по его словам, дознание и ускоренное расследование предлагается завершать составлением протокола. Такая процедура применяется по уголовным проступкам, то есть прокурор будет утверждать протокол и направлять дело в суд.
"Третье – по уголовным проступкам предлагается максимально процедуру расследования по аналогии с делами об административных правонарушениях. Основные процессуальные решения будут отражаться сразу в одном протоколе. Почему мы говорим об аналогии с материалами административного производства? Потому что, как показывает практика последних пяти лет, 75% регистрируемых проступков это бывшие административные правонарушения. Сейчас в среднем по одному делу об уголовном проступке орган дознания выносит 20 основных и 11 дополнительных постановлений. Мы предлагаем сократить количество основных процессуальных документов по уголовным проступкам в два раза, то есть вместо 20 решений будет 10", – продолжил представитель ведомства.
Четвертое, по его словам, для оперативности проведения следственных действий предусмотрели возможность допроса лица в качестве подозреваемого до получения согласия прокурора на признание его подозреваемым.
"Пятое – имеются поправки, связанные с рассмотрением дел в судебных инстанциях. Ходатайство о вступивших в законную силу судебных актов кассационной инстанции будут изучаться коллегиально. Вводится норма о возможности вынесения судом первой инстанции дополнительных постановлений об исправлении допущенных явных ошибок. Сейчас даже несущественные ошибки, допущенные в судебных актах, должны исправляться в суде апелляционной инстанции. Это занимает время сторон, затягивает вступление в силу акта, необоснованно затрачивает ресурсы суда", – отметил Чиндалиев.
Также аналогичная норма имеется в гражданско-процессуальном кодексе. Вводится перечень оснований к изменению верховным судом актов нижестоящих судов.
Отметим, что мажилис принял законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом" в первом чтении.
Дана Карина