В Казахстане согласовали поправку, которая грозит бизнесу "двойными штрафами"

1968

В палате "Атамекен" эту норму назвали коррупционной.

В Казахстане согласовали поправку, которая грозит бизнесу "двойными штрафами" Фото: flashpress.kz

В скором времени предпринимателей в РК хотят обязать выплачивать штрафы, если бизнесмен и потребитель, в лице общественного объединения потребителей (ОЗПП), не устранили нарушение в досудебном порядке. По этому вопросу эксперты НПП "Атамекен" дали отрицательное заключение. Однако, несмотря на это, госорганы, на прошедшем заседании МВК под председательством Ерулана Жамаубаева, проголосовали за изменения, передает inbusiness.kz со ссылкой на сообщение НПП "Атамекен".

Норму предлагает министерство торговли и интеграции. По словам экспертов Национальной палаты, данная норма была упразднена в 2010 году и по прошествии 12 лет госорган хочет ее вернуть, что говорит о непоследовательности и необдуманности принятия решении со стороны ведомства.

"Суть поправки в том, что если продавец откажется добровольно устранить нарушение прав потребителя и возместить причиненные ему убытки, а суд удовлетворит иск общественного объединения потребителей, то с продавца в пользу данного объединения взыщут штраф в размере от 10 до 50% от удовлетворенной части иска имущественного характера или от 5-50 МРП за иск неимущественного характера", - пояснили в палате "Атамекен".

По словам управляющего директора департамента торговли НПП "Атамекен" Асета Айтбаева, положительных изменений не будет, это не решает проблему защиты прав потребителей, так как снижения количества жалоб не будет.

"Нет исчерпывающего перечня критериев "добросовестности" или "недобросовестности", в связи с чем норма является коррупционной, поскольку любое общественное объединение может принимать решение по своему внутреннему убеждению или исходя из своих предпочтений. Рассматривается лишь односторонняя ответственность предпринимателя. Если потребитель был неправ, предъявил необоснованные требования, оклеветал производителя или продавца продукции – никаких мер ответственности поправкой не предусмотрено", – заявил Айтбаев.

Поправка увеличивает срок рассмотрения жалобы, так как сначала проблема будет обсуждаться общественным объединением, после, при необходимости, судебными органами. Многим субъектам будет проще "договориться" на месте.

Предприниматели также единогласно выступили против нормы. По данным экспертов, добросовестный предприниматель не всегда может доказать свою невиновность.

"В ходе общественных обсуждений одной из участниц приведен пример о том, что предпринимателя обвинили в продаже некачественного йогурта из-за отравления покупателя, однако при выяснении обстоятельств выяснилось, что истец подал аналогичные жалобы еще на 11 магазинов. Кроме того, доказать факт, что отравление произошло не по вине самого потребителя, а из-за неправильного хранения продукции или иных обстоятельств, доказать на практике сложно, а зачастую просто невозможно", - добавили в палате.

По итогам обсуждений сформирована позиция о нецелесообразности введения данной нормы. ОЮЛ "Ассоциация общественного питания Республики Казахстан" проведен альтернативный АРВ.

"Результаты анализа регуляторного воздействия показали, что эффективнее и целесообразнее сохранить текущее регулирование, поскольку предлагаемые изменения влекут за собой массу негативных факторов, а прежде всего запрос необоснованного финансирования ОЗПП за счет средств предпринимательского сообщества. Тогда как обозначенная проблема при таком регулировании абсолютно не решается", – отметили в НПП.

В свою очередь бизнес-сообщество совместно с "Атамекен" внесли предложения по введению регуляторного инструмента/требования:

Сохранение действующего регулирования, которое в полной мере способно урегулировать возникающие разногласия. Пункт 2 статьи 42-4 Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей", продавец (изготовитель, исполнитель) обязан рассмотреть претензию потребителя и в случае несогласия с требованиями потребителя в течение десяти календарных дней со дня получения претензии потребителя представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально. Копии этих документов должны прилагаться к ответу продавца (изготовителя, исполнителя) потребителю.

Несмотря на несогласие экспертов нацпалаты и предпринимателей с нормой, представители госорганов поддержали внесение изменений на заседании МВК.

Напомним, ранее inbusiness.kz писал о том, как права потребителей в Казахстане нарушают монополисты.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться