Нарушают ли монополисты права потребителей?

5316

Для многих защита прав потребителей ассоциируется исключительно с возвратом товара в магазин или супермаркет.

Нарушают ли монополисты права потребителей? Фото: exp.idk.ru

Однако на деле большая часть несправедливостей попросту распределяется на всех жителей без исключения, передает Inbusiness.kz. И здесь речь идет о коммунальных услугах и деятельности монополистов. На брифинге в павлодарском РСК подняли вопрос, с какими проблемами чаще всего сталкиваются потребители.

Безусловно, существуют проблемы и во взаимодействии продавец – покупатель. Так, одной из проблем является отсутствие экспертных организаций, которые могли бы дать грамотное заключение касательно того, годен или не годен товар. Об этом сообщил Юрий Страхов, представитель ОО "Павлодарское областное общество защиты прав потребителей "САВАР".

Вторая проблема  это неграмотность самих потребителей. Зачастую, покупая, к примеру, бытовую технику, павлодарцы проверяют ее уже дома. Хотя подобные вещи в обязательном порядке необходимо требовать от продавцов еще в магазине, чтобы прибор был включен на глазах потребителя и работал нормально.

Однако наиболее важной остается деятельность монополистов в сфере коммунальных услуг. Взять, к примеру, базовые потребности любого потребителя и любой организации – электричество, водоснабжение, вывоз мусора, отопление. По словам Юрия Страхова, по Гражданскому кодексу РК все эти услуги оказываются на основе публичного договора. При этом одна из норм публичного договора заключается в том, что условия договора и цена на товар должны быть одинаковы для всех, будь то бытовой потребитель или юридическое лицо. Все условия должны быть одинаковые. Также имеет место лоббирование интересов монополистов на законодательном и исполнительном уровнях.

Если же юридическому лицу сделать оплату коммунальных услуг дороже, то это попросту спровоцирует дополнительную инфляцию и рост цен. По факту в Павлодаре сейчас именно такая ситуация. Согласно информации с сайта "Павлодарэнерго", на данный момент 1 кВт*ч с учетом НДС для бытовых потребителей стоит 13,45 тенге, для потребителей, использующих электрическую энергию не для бытовых нужд,  21,5 тенге, для юридических лиц, финансируемых из государственного бюджета, – 52,42 тенге, для юридических организаций, производящих социально значимые продовольственные товары,  21,5 тенге. Фактически же для бытовых потребителей тариф еще разбит на несколько уровней в зависимости от фактического потребления электроэнергии – чем больше, тем дороже становится электричество. Тарифы на отопление также разбиты на множество категорий в зависимости от наличия общедомового счетчика, сетей централизованного теплоснабжения и так далее.

Таким образом, Юрий Страхов говорит, что повышенные счета за электричество предприниматели будут вкладывать в цену товара, в результате чего все повышенные тарифы по факту оплачивает конечный потребитель. Но это не дополнительная маржа предпринимателей, эти деньги получают монополисты просто за счет разницы в тарифах.

"Если у нас больше 20 различных тарифов на тепло, как можно вообще говорить о прозрачности?"  считает эксперт.

По его мнению, в условиях такой непрозрачности монополист может варьировать данными, как ему заблагорассудится. Можно нарисовать убытки либо прибыль в зависимости от того, в чем нуждается компания.

Отдельная проблема  это всевозможные счетчики, будь то электрические, водные или тепловые. Суть счетчиков, как приборов, состоит в том, чтобы измерять количество фактически потраченного ресурса. И если проводить аналогию с обычным магазином, то метафорически счетчик можно сравнить с весами. Но, придя в любой магазин, продавец не станет требовать от потребителя наличия собственных весов. При этом потребитель должен за свой счет оплачивать покупку весов, а также их обслуживание и пригодность. А если потребитель пришел в магазин без своих весов, то ему продадут условный сахар раза в два дороже.

Напомним, несколько лет назад павлодарцев, по сути, обязали за свои деньги устанавливать общедомовые приборы учета. В качестве стимула сулили экономию за счет более низкого тарифа. Но, когда определенная часть жилых домов установила счетчики, тариф попросту подняли, уравняв его со старыми значениями. Причина для повышения  компания получает недостаточно прибыли с населения. В среднем один такой счетчик стоил порядка 800 тыс. тенге по тогдашним ценам.

Еще один предмет, который вызывает вопросы у специалиста, – это карточки для электронной оплаты проезда в общественном транспорте. Так, пустая карточка продается в городе по 500 тенге, хотя опять-таки в магазине или любом супермаркете подобные карты бесплатны. Чиновники ответить общественному объединению на данный вопрос так и не смогли. Для примера можно взять, что в Павлодаре общественным транспортом будут пользоваться 100 тыс. человек, каждый из которых купит пустую карту за 500 тенге. При таких условиях чистая прибыль компании за пустые карточки в первый год уже составит 50 млн тенге. Учитывая, что карточки подобного рода имеют обыкновение ломаться, теряться или приходить в негодность, пусть около 20% из этих 100 тыс. людей будут ежегодно обновлять карточки. Соответственно, это еще около десяти миллионов тенге на ровном месте ежегодно.

В целом с начала 2022 года в департамент по защите прав потребителей Павлодарской области поступило 577 обращений. При этом, если с манипуляциями монополистов павлодарцы практически свыклись, среди обращений преобладают жалобы на розничную торговлю. Например, продавцы часто позволяют себе отказывать в возврате некачественного товара либо в течение первых 14 дней. С одной стороны  продавцы, не желающие забирать товар даже тогда, когда этого требует закон, с другой – сами потребители, не знающие элементарных правил и собственных прав.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться