Как отметил аким Костанайской области Архимед Мухамбетов, проект чугунолитейного производства изначально стоил 78 млрд тенге (более 200 млн долларов). Однако в связи с удорожанием материалов сегодня эту сумму пересматривают, передает корреспондент inbusiness.kz.
Глава региона отметил, что строительство корпусов завода на площадке индустриальной зоны в Костанае уже завершено. Главная задача на текущий период – подать тепло и в течение 2022 года завершить монтаж оборудовании. Запуск работы нового предприятия запланирован на первый квартал 2023 года. Линии завода смогут выпускать более 40 тысяч тонн отливок в год. В числе изделий – блоки цилиндров, головки блоков для двигателей, которые будут поставлять на линии по сборке автомобилей “КамАЗ”.
Пересматривают стоимость проекта и завода по производству редукторов главных передач ведущих мостов, которые также будут производить для "КамАЗ". По словам Архимеда Мухамбетова, объем инвестиций в реализацию идеи был равен 82 млрд тенге. Но после пересмотра сметы эта цифра вырастет. Срок ввода в эксплуатацию – конец 2023 года – начало 2024-го.
Оба завода ориентированы на экспорт продукции. Проекты реализует совместное российско-казахстанское предприятие ТОО KamLitKZ. В составе учредителей – АО “Агромашхолдинг KZ” и российский "КамАЗ".
Уже начата работа по подготовке кадров для новых производств. Как отметил глава Костанайской области в рамках брифинга в службе центральных коммуникаций, несколько колледжей начали обучать специалистов. В костанайском колледже автотранспорта ввели пять новых специальностей, включая такие, как автоматика и измерительные приборы, механообработка.
В костанайском индустриально-политехническом колледже также готовят специалистов для новых предприятий по трем направлениям. Здесь активно сотрудничают с Белорусским тракторным заводом, который наращивает производство своей техники также на площадке индустриальной зоны в Костанае. Компанией налажена крупноузловая сборка тракторов МТЗ. По словам Архимеда Мухамбетова, в 2021 году с линий сошло 900 единиц техники. Параллельно идет реализация проекта по выпуску кабин для тракторов МТЗ в рамках обязательств по увеличению локализации. Также идет проработка проекта по выпуску дизельных двигателей и стекол для автомобильной техники.
Архимед Мухамбетов подчеркнул, что автопром стал драйвером развития экономики региона. Машиностроительный кластер позволяет выпускать десятки тысяч автомобилей разной модификации и назначения. За 10 месяцев 2021 года костанайские компании выпустили более 46 тысяч машин. Из них 40,8 тысячи – легковых, более трех тысяч – грузовых и 172 автобуса.
При этом казахстанцы указывают на отсутствие легковых автомобилей отечественной сборки в автосалонах страны. Речь, в том числе, о тех машинах, за которые была внесена оплата. Проблема наблюдается с сентября 2021 года. Архимед Мухамбетов отметил, что была задержка с поставками машкомплектов, однако в течение ближайших двух-трех месяцев ситуацию планируют исправить. В перспективе костанайские автоплощадки должны будут собирать до 100 тысяч легковых машин ежегодно.
Татьяна Шестакова