Преступность в сфере госзакупок характеризуется высокой латентностью, скрытностью. Из года в год становятся более изощрёнными способы и методы хищений бюджетных средств. Выявлять их становится сложнее. Это признал на брифинге в СЦК заместитель председателя Агентства РК по противодействию коррупции Улан Саркулов. Поэтому все усилия должны быть направлены на искоренение их причин и условий, передает inbusiness.kz.
"Высокие коррупционные риски присутствуют в закупках из одного источника. Действующим законодательством предусмотрено 47 оснований закупа путём прямого договора. Несмотря на тенденцию сокращения, доля таких закупок остаётся высокой. В некоторых регионах практически три четверти закупок проводятся неконкурентным способом. К примеру, в 2021 году в Туркестанской области из 324 млрд тенге 232 млрд проведены таким способом, или более 70%. Ярким примером таких закупок является закуп объектов интеллектуальной собственности. В законодательстве практически нет ограничений для получения свидетельства на авторское право. Под этим предлогом регистрируют сценарные произведения, компьютерные программы, эскизы памятников. Таким образом, искусственно создаются условия для организации закупа из одного источника. Достаточно на любой интеллектуальный труд, связанный с закупкой, зарегистрировать авторство. Возьмём, к примеру, сферу цифровизации. На сегодняшний день госорганами и субъектами квазигосектора закуплено порядка 500 информсистем на 268 млрд тенге. 80% из этой суммы или 230 млрд тенге освоено способом закупа из одного источника. Суммы немалые. Отдельные разработки обходились бюджету до 9 млрд тенге", - рассказал спикер.
К чему привела такая практика? Оказалось, что каждая третья информационная система рекомендована уполномоченным органом к списанию в связи с дублированием, или неиспользованием. Есть и уголовные дела в отношении чиновников, оплативших нефункционирующие IT разработки.
Уменьшение оснований закупа путём прямого договора заложены в Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы.