Среди городского населения России 51% считает себя представителями среднего класса (Sberbank CIB, опрос жителей городов с населением от 100 тыс. человек, 2016). За два года численность этой фольклорной популяции в больших городах уменьшилась примерно на 7,4 млн человек (в сентябре 2014 года к среднему классу себя причисляли 60% опрошенных), а если экстраполировать оценки на всю страну — уже на 14 млн, пишет "Коммерсантъ".
В сентябре 2016-го средний доход респондентов, продолжающих считать себя средним классом, составил 37 тыс. руб. против 31 тыс. руб. в 2014-м. Теперь почувствовать себя средним классом на 31 тыс. можно разве что в провинции. Но если учесть, что накопленная за два года инфляция составила более 23%, это изменение можно назвать скромным. С другой стороны, номинальный рост и среднедушевых доходов (сентябрь 2016-го к сентябрю 2014-го — на 11%), и средней начисленной заработной платы (13% за два года) был еще скромнее.
Принадлежность человека к среднему классу, как уже указывали "Деньги" (см. №49 от 14 декабря 2015 года), определяется не только его самооценкой, но и уровнем образования, социальным статусом и уровнем доходов. Однако в России высшее образование и достойный доход связаны не так сильно, как во многих других странах и как хотелось бы обладателям соответствующих корочек. А люди, чей доход обеспечивает им свободу потребительского выбора,— слишком разные по социальному статусу и типу занятости, чтобы можно было говорить о них как о каком-то классе в социальном смысле.