Совещание, посвященное проблеме нахождения в парке культуры и отдыха могил красноармейцев возрастом более 100 лет, прошло сегодня в шымкентской библиотеке. Обращение с просьбой перезахоронить останки в более подходящем для этого месте к акиму мегаполиса написали руководители двух славянских центров Шымкента и Туркестанской области – Наталья Романова и Марина Лимаренко, передает корреспондент inbusiness.kz.
По их мнению, некогда имевший идеологическое значение мемориал, во –первых, потерял свою актуальность, а во-вторых, давно превратился в место отдыха молодежи. Здесь катаются на скейтах и велосипедах, прямо на могильных плитах устраивают песни под гитару и пикники.
"Под мраморными плитами покоятся останки участников событий времен становления на территории края советской власти. В 20- 30-х годах прошлого века на месте их захоронения был поставлен пьедестал памяти. А в 1960 году был воздвигнут обелиск. В 1964 году у подхода к обелиску был зажжен вечный огонь, который простоял до 2000 года. В 2012 году обелиск убрали и на его месте появился обновленный пьедестал с надписью "Братская могила". Мы считаем, что, спустя столько лет после тех событий, нахождение в центральном парке города места захоронения людей неуместным. Могилы не должны находиться там, где в массовом порядке отдыхают горожане, проводятся спортивные и культурно- массовые мероприятия. К тому же, мемориал памяти сегодня - заброшенный объект, не соответствующий месту почитания памяти усопших", - отметила председатель шымкентского Славянского объединения Наталья Романова.
Согласно историческим данным, в центральном парке Шымкента захоронены семь коммунаров, которые погибли при подавлении Сузакского народного восстания в 1930 году. А также тут покоятся останки восьми коммунаров Черняевского/Чимкентского полка, как указано на плите, погибших за становление советской власти в 1919 году. Как справедливо замечают историки, сохранение этого места в виде объекта поклонения давно неактуально. Убрать его пытались еще в 1992 году, сразу после развала СССР. Однако тогда власти побоялись народных волнений, не всем по душе оказались такие быстрые перемены. Теперь же время пришло, уверенны собравшиеся на совещании.
"Мы все знаем, что это отзвук Советской истории. Да, по-разному люди относятся к этому, есть негативные варианты, есть позитивные. Но, тем не менее, надо отдать дань уважения к тому, что всё-таки это погибли люди. Да они там решали вопросы того времени, но не надо зачеркивать советское время вот так безапелляционно. Это просто знак памяти", - считает историк-археолог Александр Подушкин.
По мнению общественников, стоит перенести останки на какое-нибудь из городских кладбищ или мемориалов с сохранением исторической справки о личностях этих людей. Стоит отметить, что на совещание пригласили и представителя шымкентской православной Епархии, предполагая, что возможно церковь подскажет, как правильно соблюсти все ритуалы. Однако, секретарь Епархии Андрей Демин отметил, что, учитывая, что захороненные там красноармейцы в те годы были против религии и активно с ней боролись, а также религиозная принадлежность их вообще неизвестна, совершать какие-либо обряды при перезахоронении, будет неправильно.
"Если проводить параллели с Лисьей балкой ( в Шымкенте место массовой казни людей в годы репрессий) у нас есть архивы. Там есть невинно пострадавшие, в том числе священники и священнослужители, поэтому там водрузили крест. А здесь мы не понимаем, кто эти люди мы их не знаем, какие обряды в отношении них мы можем или не можем совершать. И там коммунары, которые были богоборцами, которые боролись против церкви, и с нашей точки зрении, недопустимо в их отношении совершать какие-то обряды церковные. Но мы поддерживаем в общечеловеческом понимании того, что на костях плясать нельзя", - подчеркнул секретарь Епархии Андрей Демин.
Недавно назначенный заместитель акима Шымкента Сарсен Куранбек, резюмируя встречу, сказал, что власти в таком случае берут полностью на себя организацию и правовое обеспечение этого в чем-то исторического процесса.
Читайте по теме: